В Украинском Музее в Нью-Йорке (США) открылась выставка «Инсценировка украинского авангарда 1910−1920-х годов». Впервые в истории в США в одном масштабном проекте представлены сразу 128 первоклассных произведений из фондового собрания киевского Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Украинский Музей расположен в самом центре Нью-Йорка на Манхэттене, так что внимание Большого Яблока к работам Александры Экстер и Анатоля Петрицкого гарантировано.
Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины входит в состав Национального заповедника «Киево-Печерская Лавра». Об этом собрании в самой Украине раньше знали, в основном, специалисты. Но именно благодаря отсутствию внимания, как оказалось. здешним музейщикам и удалось сохранить то, что в большинстве крупных тогда еще советских хранилищ благополучно уничтожили: представительную коллекцию работ украинского авангарда. В июне 2014 года в «Мыстецьком Арсенале» был представлен колоссальный по масштабам межмузейный проект под названием «Сцена украинского авангарда». В его основе лежало большое искусство (в первую очередь, эскизы костюмов и сценография) звезд первой величины украинского и мирового авангарда начала — первой трети ХХ века. Выставка стала де-факто первой широкой презентацией общественности коллекции МТМКУ (до того в том же Арсенале, а ранее в Украинском доме, показывали только отдельные работы коллекции, в первую очередь, эскизы Александры Экстер). Сегодня эскизы из его фондов, уже виденные украинцами в рамках «Сцены авангарда», отправились в Нью-Йорк. Сокураторами «Инсценировки украинского авангарда 1910−1920-х годов» стали профессор Мирослава Мудрак (государственный университет Огайо, факультет истории искусств) и главный куратор Музея театра, музыки и киноискусства Украины Татьяна Руденко. Украинский Музей расположен в самом центре Нью-Йорка, в районе Ист-Виллидж на Манхэттене, так что внимание Большого Яблока к выставке гарантировано.
Масштабные выставки, на которых были представлены работы украинского «театрального» авангарда, в Киеве не раз проходили в Мыстецьком Арсенале. В июне 2014 года там презентовали специальный, колоссальный по объемам, проект под названием «Сцена авангарда».
Открытие выставки «Инсценировка украинского авангарда 1910−1920-х годов» в Нью-Йорке. Фото с официальной страницы МТМКУ в сети фейсбук
В 1919 году сестра Вацлава Нижинского Бронислава открыла в Киеве знаменитую «Школу движения» (École de Mouvement). Костюмы для постановок она заказывала у Александры Экстер, стоявшей у истоков не только отечественного, но и мирового авангарда. Так украинский авангард
стал еще и «театральным». «Из киевской студии Экстер вышли корифеи мирового кубофутуризма и конструктивизма — Анатолий Петрицкий, Вадим Меллер, Александр Хвостенко-Хвостов, работы которых тоже можно увидеть на выставке», — сообщает спецификация нью-йоркского проекта.
Александра Экстер. Эскиз костюма к испанскому танцу. Студия Б.Нижинской. 1919. Бумага, акварель, гуаш.
По мнению авторов выставки, национальный театр лежал в основе государствообразующих процессов в Украине начала ХХ века
Не менее, чем Эстер, именитым «театральным» автором своего времени, а также «Инсценировки украинского авангарда 1910−1920-х годов», стал художник театра «Березиль» Леся Курбаса кубофутурист Вадим Меллер. В 1925 г. вместе с неугомонной Александрой Экстер и Натаном Альтманом он принимал участие в Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже. И первым из отечественных художников получил ее золотую медаль за сценографию «березилевского» спектакля «Секретарь профсоюза»! Уже в 1926 г. его проекты были выставлены в разделах «зарубежное» и «радикально экспериментальное искусство» на Международной театральной выставке в Нью-Йорке. Художник прожил жизнь в СССР, знал взлеты и падения. В старости он, как сын шведа и итальянки, стал жертвой «борьбы с космополитизмом». Похоронен в Киеве — но известен далеко за его пределами.
Вадим Меллер. Эскиз мужского костюма для спектакля Э. Синклер
«Джимми Хиггинс». Бумага, гуашь , аппликация. 1923.
«Джимми Хиггинс». Бумага, гуашь , аппликация. 1923.
Третья «основополагающая» фигура выставки, футурист Анатоль Петрицкий, совмещавший кубофутуризм
с национальными украинскими мотивами, и сегодня больше известен в самой Украине. В 1931 г. его картина «Инвалиды» участвовала в Венецианской биеннале. С начала 1930-х гг. художник работал, преимущественно, как театральный: времена больше не благоприятствовали «формализму в искусстве».
Анатоль Петрицкий. Старый раб. Эскиз к пьесе Леси Украински «В катакомбах», 1920. Акварель
, аппликация, бронзянка
Слева: Анатоль Петрицкий. Эскиз костюма Тай-Хоя для спектакля «Красный мак». Бумага, аппликация, акварель
. 1927.
Справа: Анатоль Петрицкий Князь Игорь. Эскиз к опере А. Бородина «Князь Игорь». Акварель , гуашь , серебрянка на бумаге. 1929
Справа: Анатоль Петрицкий Князь Игорь. Эскиз к опере А. Бородина «Князь Игорь». Акварель , гуашь , серебрянка на бумаге. 1929
Проект в Украинском музее составлен всего из 142 театральных работ «13-ти выдающихся украинских сценографов, среди которых, также, Борис Косарев, Майя Симашкевич, Марк Эпштейн, Валентин Шкляев, Кость Елева и др.» Экспозиция делится на три части. Первая целиком посвящена сотрудничеству студий Александры Экстер и Брониславы Нижинской. Вторая — конструктивистскому театру Вадима Меллера и Леся Курбаса. Третий раздел является, по сути, исследованием (на примере работ Анатоля Петрицкого, Бориса Косарева, Василия Кричевского, Александра Хвостенко-Хвостова, Марка Эпштейна, Ниссона Шифрина и др.) преломления традиций народного украинского искусства в украинском авангарде 1910 — 1920-х гг.
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма мага к опере «Любовь к трем апельсинам». 1926
«Украинский театр актуализировался, используя народную культуру Украины, ее традиции и обычаи, — отмечают кураторы выставки. — В том числе народный костюм, кукольный театр, казацкий бурлеск как местный аналог варьете. Авангардные художники переводили их на язык модерна, добиваясь того, чтобы гиперболы, яркие цвета и наив способствовали созданию живой и провокационной театральной динамики, перформативности, — одновременно и космополитической, и выраженно «локальной».
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма мага к опере «Любовь к трем апельсинам». 1926 (верхняя илл.)
Анатоль Петрицкий. Эскиз костюмов к опере Дж. Пуччини «Турандот». Бумага, гуашь , чернила. 1928 (нижняя илл.)
Анатоль Петрицкий. Эскиз костюмов к опере Дж. Пуччини «Турандот». Бумага, гуашь , чернила. 1928 (нижняя илл.)
По мнению авторов выставки, национальный театр лежал в основе государствообразующих процессов в Украине начала ХХ века. Потому-то к нему, мол, так тянулись украинские художники. Что ж, если учесть, что всю украинскую культуру, включая даже современную, исследователи, начиная с Чижевского, относят к «барочной», а барочная традиция и впрямь когда-то выросла из студенческих театров… «Весь мир — театр», в общем! А все художники — сценографы.
Выставка продлится до 13 сентября 2015 года.