Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Знаменитый донецкий Фонд культурных инициатив«Изоляция» имеет теперь и киевскую прописку. На днях в столице Украины презентовали его новое помещение и первую выставку: 5-метровые фотоколлажи«Ревизия» пятерых молодых художников родом из Минска,живущих в немецком Дюссельдорфе.
— В современной Беларуси,как и,собственно,в украинском Донецке сегодня,контемпорари арта нет, — вздохнув,объясняет мне куратор проекта,а «по совместительству» и самой«Изоляции», Олена Червоник причины,по которым для открытия выбрали именно«немецко-белорусский» проект. — Ну и,сама тема: ревизия жизни,искусства, — очень созвучна тому,что сейчас происходит с «Изоляцией».
Официальное открытие выставки. У микрофона — куратор Олена Червоник. Основатель Фонда«Изоляция» Любовь Михайлова. Художник Андрей Логинов.
Мы общаемся,стоя посреди цеха: отреставрированного,с подготовленным«выставочным» освещением,отоплением,расставленными в беспорядке тут и там стульями для гостей и даже с продажей всем посетителям благоухающего корицей вкуснейшего чая. Все — почти как в Донецке,на «родной» территории«Изоляции», где мне посчастливилось побывать еще осенью 2013 года. Даже оранжевые,цвета шахтерских касок и футбольного клуба«Шахтер», указатели,ведущие к «выставочному» корпусу, — те же. И бумажки спецификаций и ценников тоже знакомые. Но,разговаривая сугубо о «высоком», сейчас мы обе знаем,что сегодня просто играем в безмятежность.
— В Киеве выставочные пространства теснятся в центре,а вы поселились на судостроительном заводе на Рыбальском острове,куда еще нужно знать,как добираться(продолжаю допытываться я). «Знаковые» проекты ведущих арт-центров,по примеру Мыстецького Арсенала,у нас всегда строятся вокруг имен художников-«звезд» с Запада или из России. А вы,словно в пику коллегам,взяли белорусскую молодежь. И,наконец,почти все выставки в столице по традиции открываются или во вторник,после выходных,или в пятницу. Вечером. А «Изоляция» стартовала в непривычную субботу днем. Вы специально делаете все наоборот?
— Да не-ет, — ошеломленно тянет Червоник,пытаясь сформулировать ответ. Подобные мысли явно просто не приходили ей в голову. И никому из ее коллег,скорее всего, — тоже. Вообще,в «Изоляции» народ работает на удивление дружный,вот и из Донецка в Киев переехали все вместе,практически,семьей. — Просто,мы — «Изоляция».
Аналогов донецкого Фонда«Изоляция» в Украине или России нет. Детище бизнес-леди Любови Михайловой можно сравнивать с ПинчукАртЦентром или с арт-кластером Влада Троицкого,что на киевских Выдубичах,с Мыстецьким Арсеналом или же с «Гаражом» Даши Жуковой,а также с «пермским» проектом Марата Гельмана,но… Все это будет«не то». Одновременно домашняя и творческая атмосфера«Изоляции» совершенно лишена как официоза,так и гламурно-глянцевого привкуса больших денег.(Которые здесь,тем не менее,несомненно,присутствуют). Здесь не ощущаешь ни капли показушности,зато через край бьют молодые,творческие энергии. В перспективе,это отличный бизнес-проект — но «в стиле фанк». В Киеве«Изоляция» явно станет любимым местом юных хипстеров.
Музейные запасники,ревизия фондов — этот сюжет для авторов«Ревизии» служит метафорой бесконечного«пересмотра ценностей» в искусстве.
«Существовать — значит,отличаться», — писал когда-то Даниил Хармс. Это точно про«Изоляцию», которую основала бизнес-леди Любовь Михайлова. Открывшись в 2010-м в мало склонном к сантиментам и контемпорари арту промышленном Донецке на территории завода изоляционных материалов(отсюда и название), за пару лет работы арт-кластер вывел«город миллиона роз» в мировые центры современного искусства. Ну,или почти — вывел: в Донецк,поработать в «Изоляции» и просто с выставками,приезжали суперстар мировой арт-сцены вроде Цай Гоцяна. О здешней жизни восторженно писали ведущие медиа США и Западной Европы.
Все закончилось враз 9 июня 2014 года,когда территорию Фонда(команда институции привела в чувство и приспособила для проведения выставок заводские цеха) захватили силы«ДНР». Хотя по соседству — такие же заброшенные промзоны,только без«арта», людям в хаки понадобилось именно«культурное» пространство… Сегодня там содержат заключенных,устроили стрельбища, — в том числе,по скульптурам и инсталляциям. По этому поводу было много протестов и шума в украинской и западной прессе. История с захватом арт-центра уже считается одной из самых черных,позорных страниц в истории и истории культуры современной Украины(власти,в отличие от СМИ,не отреагировали на ситуацию с захватом и разграблением Фонда). После 9 июня команда сотрудников«Изоляция» эвакуировалась в Киев и работает здесь с приставкой«в изгнании». И,как уже можно сказать с уверенностью,и здесь,как и в родном Донецке,арт-институция заметно выделяется на фоне уже сложившихся местных культурных«ландшафтов».
На нынешнее открытие«Изоляции» в Киеве собрался весь арт-бомонд. Художница Жанна Кадырова.
Виктор Хоменко художник,главный редактор журнала«Образотворче мистецтвою(«Изобразительное искусство» — рус.)
За период всего в 8 месяцев,прошедшие со времени захвата,Фонд встряхнул столицу серией уличных перформансов при участии молодых украинских и набирающих известность в США нью-йоркских художников(хотя вообще-то считается,что акционизм
Акционизм (от латинского «actio» - деятельность, действие, деяние) сформировался в 1960-е годы в художественной среде Западной Европы. В поисках новых способов самореализации художники стремились превратить статичную выставку в некое действо, в котором могли поучаствовать сами, и одновременно вовлечь зрителя в провокативный динамический процесс – акцию. Читать дальше
в Украине«не прижился»). Единственный,он фиксирует реальные истории беженцев с Донбасса в культурологическом проекте«Живая библиотека Донбасса» и ведет«Донбасские студии»(культурологический проект европейского уровня,посвященный изучению Донбасса).
Этой осенью«Изоляция» просто-таки поставила на уши арт-сообщество страны беспрецедентным жестом: Любовь Михайлова и ее команда отказались… делать украинский павильон на Венецианской биеннале-2015(обычно,наоборот,дерутся за это право). На пожелание чиновников за пару месяцев подготовить и представить на утверждение экспозицию,«Изоляция» официально,еще и через СМИ(подобная публичность тоже беспрецедентна), заявила,что впопыхах на Венецианскую биеннале не ездят…
Хозяева«Изоляции» признаются,что сами не ожидали,что открытие их киевской локации,несмотря на отсутствие громкой рекламы,привлечет такое внимание киевлян.
Пока я вспоминаю бэкграунд,в зале нарастает оживление. Хотя официальное открытие уже состоялось,часть посетителей просто-таки«влипает» в один из двух пятиметровых фотоколлажей,на котором люди в офисных костюмах тянут на костер картины из музея. Оказывается,на открытие приехал донецкий(он сейчас тоже«в изгнании», а недавно даже побывал губернатором Донецкой области,но отношения ни с киевской,ни с нынешней донецкой властью не сложились) олигарх Сергей Тарута. Известный еще и как коллекционер трипольской керамики и скифского золота,соучредитель фонда«Платар».
Коллекционер Сергей Тарута, "Индустриальный Союз Донбасса".
Любовь Михайлова, Сергей Тарута.
— Да у нас с ним и в Донецке были хорошие отношения, — признается мне директор по коммуникациям«Изоляции» Олеся Болот. — Мы ему всегда приглашения на наши открытия отправляли. Правда,он к нам не приходил. Его никогда на месте,в офисе,не было.
Пока спустившийся с небес на землю отец-основатель«Индустриального Союза Донбасса» вслух рассуждает о реставрации предметов искусства,она же,с его точки зрения,«ревизия», я у коммуникабельной Болот выспрашиваю о планах«Изоляции». Их,как обычно,оказывается«громадье», при этом все — в стадии реализации. В Киеве арт-центр разворачивается совершенно аналогично Донецку,и это если не учитывать уже упомянутые тут новые«донецкие» спецпроекты. — В Киеве у нас всего-то 600 с лишним«квадратов». Столько в Донецке было в одном нашем корпусе. Мало! — жалуется мне моя непосредственная собеседница.
— В Киеве у нас всего-то 600 с лишним«квадратов». Столько в Донецке было в одном нашем корпусе. Мало!
Уже в декабре на втором этаже«киевского» здания Фонда открылось т.наз. пространство IZONE. «IZONE объединяет в одном месте студии и коворкинг-пространство для художников,мастерскую цифрового производства,мастерские по работе с металлом и деревом,фотолабораторию аналоговой печати и мастерские для реализации крупномасштабных проектов,а также выставочное пространство и пространство для лекций,мастер-классов и т. п.» — гласит официальный релиз со странички Изоляции в фейсбуке.
Позже основательница и главный спонсор«Изоляции» Любовь Михайлова расскажет мне,что через месяц в Рыбальском острове запланирована официальная презентация,как говорят в арт-центре,«второго этажа», или же,официально, — IZONE. И заранее пригласит на открытие. А еще мы договоримся«встретиться на новых выставках в „Изоляции“ в Донецке». — Это обязательно произойдет! — несколько раз с ударением повторяет Михайлова.
Сокуратор украинского павильона на 56-й Венецианской биеннале,заведующая научно-исследовательского отдела искусства ХХ — начала ХХІ века в Национальном художественном музее Украины Оксана Баршинова.
«Существовать — значит,отличаться»
А пока я,поблагодарив за комментарий г-жу Болот,нахожу,наверное,самого беззаботного участника открытия и выставки. Специально ради презентации своего«цитатного» проекта«Ревизия», созданного в соавторстве с Андреем Дурейко,Жанной Грак,Максимом Тиминко и Максимом Вакульчиком,в Киев из Дюссельдорфа,где учатся все участники арт-группы,прилетел художник Андрей Логинов. — Мы изобразили процесс ревизии искусства, — с заметным немецким акцентом,пояснил г-н Логинов концепцию своего арт-проекта. — Эта картина,одна и двух,изображает воображаемый музейный запасник,аллегорическую историю искусств. Люди в запаснике таскают туда-сюда какие-то произведения,при этом что-то падает и разбивается. Вон,Джефф Кунс,например,разбился… А вон летит Уорхолл. А вот — Нам Джун Пайк,конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
20-х годов,и т. д. Зритель должен сам разгадать,что видит,в зависимости от своих знаний истории искусства. Конечно,мы ироничны… На второй картине — тот же музейный запасник,только снаружи. Отдельные портретные фото — это герои обеих картин уже после пожара на второй из них. Это точка«зеро», когда,может быть,родится новое искусство,когда все старое уничтожено.(Серия называется«Ревизия-2», или«Акт-2»). — И что же,по-Вашему,«с корабля истории» правда нужно«сбрасывать» все,что было до нас? — К абсолютно всему нужно относиться с иронией! — припечатывает меня художник Логинов. — Это музеи показывают константы,вроде«Энди Уорхолл — это все». А на самом деле,сегодня одни художники. А завтра — другие. Никогда нельзя ставить точку… … «Ревизия» — это и правда очень созвучно«Изоляции».
«…Вон,Джефф Кунс,например,разбился… А вон летит Уорхолл. А вот — Нам Джун Пайк,конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.