войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят

Знаменитый донецкий Фонд культурных инициатив «Изоляция» имеет теперь и киевскую прописку. На днях в столице Украины презентовали его новое помещение и первую выставку: 5-метровые фотоколлажи «Ревизия» пятерых молодых художников родом из Минска, живущих в немецком Дюссельдорфе.
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
— В современной Беларуси, как и, собственно, в украинском Донецке сегодня, контемпорари арта нет, — вздохнув, объясняет мне куратор проекта, а «по совместительству» и самой «Изоляции», Олена Червоник причины, по которым для открытия выбрали именно «немецко-белорусский» проект. — Ну и, сама тема: ревизия жизни, искусства, — очень созвучна тому, что сейчас происходит с «Изоляцией».
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
Официальное открытие выставки. У микрофона — куратор Олена Червоник. Основатель Фонда «Изоляция» Люб


Официальное открытие выставки. У микрофона — куратор Олена Червоник. Основатель Фонда «Изоляция» Любовь Михайлова. Художник Андрей Логинов.

Мы общаемся, стоя посреди цеха: отреставрированного, с подготовленным «выставочным» освещением, отоплением, расставленными в беспорядке тут и там стульями для гостей и даже с продажей всем посетителям благоухающего корицей вкуснейшего чая. Все — почти как в Донецке, на «родной» территории «Изоляции», где мне посчастливилось побывать еще осенью 2013 года. Даже оранжевые, цвета шахтерских касок и футбольного клуба «Шахтер», указатели, ведущие к «выставочному» корпусу, — те же. И бумажки спецификаций и ценников тоже знакомые. Но, разговаривая сугубо о «высоком», сейчас мы обе знаем, что сегодня просто играем в безмятежность.
— В Киеве выставочные пространства теснятся в центре, а вы поселились на судостроительном заводе на Рыбальском острове, куда еще нужно знать, как добираться (продолжаю допытываться я). «Знаковые» проекты ведущих арт-центров, по примеру Мыстецького Арсенала, у нас всегда строятся вокруг имен художников-«звезд» с Запада или из России. А вы, словно в пику коллегам, взяли белорусскую молодежь. И, наконец, почти все выставки в столице по традиции открываются или во вторник, после выходных, или в пятницу. Вечером. А «Изоляция» стартовала в непривычную субботу днем. Вы специально делаете все наоборот?
— Да не-ет, — ошеломленно тянет Червоник, пытаясь сформулировать ответ. Подобные мысли явно просто не приходили ей в голову. И никому из ее коллег, скорее всего, — тоже. Вообще, в «Изоляции» народ работает на удивление дружный, вот и из Донецка в Киев переехали все вместе, практически, семьей.
— Просто, мы — «Изоляция».
Аналогов донецкого Фонда «Изоляция» в Украине или России нет. Детище бизнес-леди Любови Михайловой можно сравнивать с ПинчукАртЦентром или с арт-кластером Влада Троицкого, что на киевских Выдубичах, с Мыстецьким Арсеналом или же с «Гаражом» Даши Жуковой, а также с «пермским» проектом Марата Гельмана, но… Все это будет «не то». Одновременно домашняя и творческая атмосфера «Изоляции» совершенно лишена как официоза, так и гламурно-глянцевого привкуса больших денег. (Которые здесь, тем не менее, несомненно, присутствуют). Здесь не ощущаешь ни капли показушности, зато через край бьют молодые, творческие энергии. В перспективе, это отличный бизнес-проект — но «в стиле фанк». В Киеве «Изоляция» явно станет любимым местом юных хипстеров.
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
Музейные запасники, ревизия фондов — этот сюжет для авторов «Ревизии» служит метафорой бесконечного «пересмотра ценностей» в искусстве.
«Существовать — значит, отличаться», — писал когда-то Даниил Хармс. Это точно про «Изоляцию», которую основала бизнес-леди Любовь Михайлова. Открывшись в 2010-м в мало склонном к сантиментам и контемпорари арту промышленном Донецке на территории завода изоляционных материалов (отсюда и название), за пару лет работы арт-кластер вывел «город миллиона роз» в мировые центры современного искусства. Ну, или почти — вывел: в Донецк, поработать в «Изоляции» и просто с выставками, приезжали суперстар мировой арт-сцены вроде Цай Гоцяна. О здешней жизни восторженно писали ведущие медиа США и Западной Европы.
Все закончилось враз 9 июня 2014 года, когда территорию Фонда (команда институции привела в чувство и приспособила для проведения выставок заводские цеха) захватили силы «ДНР». Хотя по соседству — такие же заброшенные промзоны, только без «арта», людям в хаки понадобилось именно «культурное» пространство… Сегодня там содержат заключенных, устроили стрельбища, — в том числе, по скульптурам и инсталляциям. По этому поводу было много протестов и шума в украинской и западной прессе. История с захватом арт-центра уже считается одной из самых черных, позорных страниц в истории и истории культуры современной Украины (власти, в отличие от СМИ, не отреагировали на ситуацию с захватом и разграблением Фонда). После 9 июня команда сотрудников «Изоляция» эвакуировалась в Киев и работает здесь с приставкой «в изгнании». И, как уже можно сказать с уверенностью, и здесь, как и в родном Донецке, арт-институция заметно выделяется на фоне уже сложившихся местных культурных «ландшафтов».
На нынешнее открытие «Изоляции» в Киеве собрался весь арт-бомонд. Художница Жанна Кадырова.
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
Виктор Хоменко художник, главный редактор журнала «Образотворче мистецтвою («Изобразительное искусство» — рус.)
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
За период всего в 8 месяцев, прошедшие со времени захвата, Фонд встряхнул столицу серией уличных перформансов при участии молодых украинских и набирающих известность в США нью-йоркских художников (хотя вообще-то считается, что акционизм
Акционизм (от латинского «actio» - деятельность, действие, деяние) сформировался в 1960-е годы в художественной среде Западной Европы. В поисках новых способов самореализации художники стремились превратить статичную выставку в некое действо, в котором могли поучаствовать сами, и одновременно вовлечь зрителя в провокативный динамический процесс – акцию. Читать дальше
в Украине «не прижился»). Единственный, он фиксирует реальные истории беженцев с Донбасса в культурологическом проекте «Живая библиотека Донбасса» и ведет «Донбасские студии» (культурологический проект европейского уровня, посвященный изучению Донбасса).

Этой осенью «Изоляция» просто-таки поставила на уши арт-сообщество страны беспрецедентным жестом: Любовь Михайлова и ее команда отказались… делать украинский павильон на Венецианской биеннале-2015 (обычно, наоборот, дерутся за это право). На пожелание чиновников за пару месяцев подготовить и представить на утверждение экспозицию, «Изоляция» официально, еще и через СМИ (подобная публичность тоже беспрецедентна), заявила, что впопыхах на Венецианскую биеннале не ездят…
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
Хозяева «Изоляции» признаются, что сами не ожидали, что открытие их киевской локации, несмотря на отсутствие громкой рекламы, привлечет такое внимание киевлян.
Пока я вспоминаю бэкграунд, в зале нарастает оживление. Хотя официальное открытие уже состоялось, часть посетителей просто-таки «влипает» в один из двух пятиметровых фотоколлажей, на котором люди в офисных костюмах тянут на костер картины из музея. Оказывается, на открытие приехал донецкий (он сейчас тоже «в изгнании», а недавно даже побывал губернатором Донецкой области, но отношения ни с киевской, ни с нынешней донецкой властью не сложились) олигарх Сергей Тарута. Известный еще и как коллекционер трипольской керамики и скифского золота, соучредитель фонда «Платар».
  • Коллекционер Сергей Тарута, "Индустриальный Союз Донбасса".
  • Любовь Михайлова, Сергей Тарута.
— Да у нас с ним и в Донецке были хорошие отношения, — признается мне директор по коммуникациям «Изоляции» Олеся Болот. — Мы ему всегда приглашения на наши открытия отправляли. Правда, он к нам не приходил. Его никогда на месте, в офисе, не было.
Пока спустившийся с небес на землю отец-основатель «Индустриального Союза Донбасса» вслух рассуждает


Пока спустившийся с небес на землю отец-основатель «Индустриального Союза Донбасса» вслух рассуждает о реставрации предметов искусства, она же, с его точки зрения, «ревизия», я у коммуникабельной Болот выспрашиваю о планах «Изоляции». Их, как обычно, оказывается «громадье», при этом все — в стадии реализации. В Киеве арт-центр разворачивается совершенно аналогично Донецку, и это если не учитывать уже упомянутые тут новые «донецкие» спецпроекты.
— В Киеве у нас всего-то 600 с лишним «квадратов». Столько в Донецке было в одном нашем корпусе. Мало! — жалуется мне моя непосредственная собеседница.

«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
— В Киеве у нас всего-то 600 с лишним «квадратов». Столько в Донецке было в одном нашем корпусе. Мало!
Уже в декабре на втором этаже «киевского» здания Фонда открылось т.наз. пространство IZONE. «IZONE объединяет в одном месте студии и коворкинг-пространство для художников, мастерскую цифрового производства, мастерские по работе с металлом и деревом, фотолабораторию аналоговой печати и мастерские для реализации крупномасштабных проектов, а также выставочное пространство и пространство для лекций, мастер-классов и т. п.» — гласит официальный релиз со странички Изоляции в фейсбуке.
Позже основательница и главный спонсор «Изоляции» Любовь Михайлова расскажет мне, что через месяц в Рыбальском острове запланирована официальная презентация, как говорят в арт-центре, «второго этажа», или же, официально, — IZONE. И заранее пригласит на открытие. А еще мы договоримся «встретиться на новых выставках в „Изоляции“ в Донецке».
— Это обязательно произойдет! — несколько раз с ударением повторяет Михайлова.
Сокуратор украинского павильона на 56-й Венецианской биеннале, заведующая научно-исследовательского

Сокуратор украинского павильона на 56-й Венецианской биеннале, заведующая научно-исследовательского отдела искусства ХХ — начала ХХІ века в Национальном художественном музее Украины Оксана Баршинова.

«Существовать — значит, отличаться»
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
А пока я, поблагодарив за комментарий г-жу Болот, нахожу, наверное, самого беззаботного участника открытия и выставки. Специально ради презентации своего «цитатного» проекта «Ревизия», созданного в соавторстве с Андреем Дурейко, Жанной Грак, Максимом Тиминко и Максимом Вакульчиком, в Киев из Дюссельдорфа, где учатся все участники арт-группы, прилетел художник Андрей Логинов.
— Мы изобразили процесс ревизии искусства, — с заметным немецким акцентом, пояснил г-н Логинов концепцию своего арт-проекта.
— Эта картина, одна и двух, изображает воображаемый музейный запасник, аллегорическую историю искусств. Люди в запаснике таскают туда-сюда какие-то произведения, при этом что-то падает и разбивается. Вон, Джефф Кунс, например, разбился… А вон летит Уорхолл. А вот — Нам Джун Пайк, конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Читать дальше
20-х годов, и т. д. Зритель должен сам разгадать, что видит, в зависимости от своих знаний истории искусства. Конечно, мы ироничны… На второй картине — тот же музейный запасник, только снаружи. Отдельные портретные фото — это герои обеих картин уже после пожара на второй из них. Это точка «зеро», когда, может быть, родится новое искусство, когда все старое уничтожено. (Серия называется «Ревизия-2», или «Акт-2»).
— И что же, по-Вашему, «с корабля истории» правда нужно «сбрасывать» все, что было до нас?
— К абсолютно всему нужно относиться с иронией! — припечатывает меня художник Логинов. — Это музеи показывают константы, вроде «Энди Уорхолл — это все». А на самом деле, сегодня одни художники. А завтра — другие. Никогда нельзя ставить точку…
… «Ревизия» — это и правда очень созвучно «Изоляции».
«Изоляция» по-киевски: рукописи не горят
«…Вон, Джефф Кунс, например, разбился… А вон летит Уорхолл. А вот — Нам Джун Пайк, конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Читать дальше
20-х годов… Зритель должен сам разгадать, что видит, в зависимости от своих знаний истории искусства. Конечно, мы ироничны…» — Андрей Логинов
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Выставка «Ревизия» будет работать до 05.02.2015 г. Фонд культурных инициатив «Изоляция» в Киеве

Фото с открытия мероприятия — Дмитрий Никоноров.