Высокий суд Лондона вынес решение по делу «Мистер Твейтс против Sotheby’s»: человек, в 2006-м продавший копию «Шулеров» Караваджо за 42 тысячи фунтов стерлингов, а потом узнавший, что это подлинник стоимостью в 10−11 миллионов, проиграл иск о халатности аукционного дома (его эксперты, изучив картину, сказали, что она написана последователем великого итальянца и порекомендовали для нее очень скромный ценник). Какими же аргументами обменялись стороны?
Шулера
1594, 94.2×131.2 см
Подлинник «Шулеров» (фото выше) давно известен — с 1987 года он обитает в техасском Музее Кимбелла. Это одна из ранних работ Караваджо и первая многофигурная композиция художника из дошедших до нас. Персонажи выдвинуты прямо под нос зрителю, это не напыщенные вельможи, а игроки, да еще и нечистые на руку. Изображены они крайне реалистично, их лица и жесты полны эмоций, а полотно наполнено не только сюжетом, но и светом и тенью, которые вскоре составят славу Караваджо. Словом, уже в этой работе художник выступает новатором, который повлияет не только на историю живописи, но даже на кинематограф (своим учителем его теперь считают режиссеры уровня Скорсезе).
Историю копии «Шулеров», которая внезапно оказалась дорогостоящим оригиналом, Артхив подробно описывал, когда суд только приступил к слушаниям.
Историю копии «Шулеров», которая внезапно оказалась дорогостоящим оригиналом, Артхив подробно описывал, когда суд только приступил к слушаниям.
Тогда, в 2006-м, на аукционе у истца картину — фактически за гроши — купил ныне покойный сэр Денис Маон (на фото слева). Но через год после сделки (когда ее уже невозможно было расторгнуть) он, сославшись на собственных экспертов, заявил, что копию «Шулеров» написал сам Караваджо — тот не брезговал самоповторами. Ланселот Уильям Твейтс, в свое время получивший картину по наследству, почувствовал себя обделенным и отправился за справедливостью в суд.
Вот, например, этот «Мальчик с фруктами» написан Караваджо, как минимум дважды. Одна из версий, авторство которой еще недавно было под вопросом, буквально на днях будет соблазнять коллекционеров на Christie’s.
Мальчик, чистящий фрукты
1592, 64.2×51.4 см
Итак, что предъявил экспертам, которых привлек к изучении «Шулеров» аукционный дом, господин Твейтс? Во-первых, экспертов, по его мнению, было мало. Во-вторых, они были не достаточно тщательны в своих изысканиях, ограничившись визуальным осмотром и рентгеном. Твейтс считает, что на картину следовало бы посмотреть еще и в инфракрасном излучении.
Что возразил представитель Sotheby’s? Твейтс не привел в суд экспертов, которые бы специализировались на творчестве Караваджо или хотя на на стиле барокко . Твейтс сам проявил халатность, не привлекая перед продажей собственных экспертов и полностью полагаясь на мнение аукционного дома. Вариант «Шулеров» Твейтса настолько явно проигрывал в качестве оригиналу из Техаса, что ни у одного из экспертов и мысли не возникло, что картина могла быть написана самим Караваджо. Потому-то они и не стали проводить более детальное изучение полотна: вторичность была очевидна. И, наконец, главное: Денис Маон лишь громко заявил в день своего 97-летия, что купил за гроши подлинного Караваджо, но ни за 10 млн. фунтов стерлингов, ни за какую-либо другую цену он картину так и не перепродал.
Что возразил представитель Sotheby’s? Твейтс не привел в суд экспертов, которые бы специализировались на творчестве Караваджо или хотя на на стиле барокко . Твейтс сам проявил халатность, не привлекая перед продажей собственных экспертов и полностью полагаясь на мнение аукционного дома. Вариант «Шулеров» Твейтса настолько явно проигрывал в качестве оригиналу из Техаса, что ни у одного из экспертов и мысли не возникло, что картина могла быть написана самим Караваджо. Потому-то они и не стали проводить более детальное изучение полотна: вторичность была очевидна. И, наконец, главное: Денис Маон лишь громко заявил в день своего 97-летия, что купил за гроши подлинного Караваджо, но ни за 10 млн. фунтов стерлингов, ни за какую-либо другую цену он картину так и не перепродал.
Иск мистера Твейтса к Sotheby’s не удовлетворен. Представители аукционного дома не скрывают удовольствия: конечно, судебные заседания — вещь не из приятных, зато в суде лишний раз доказана высокая и неоспоримая репутация экспертов, с которыми сотрудничает аукционный дом. Ну, и продать этих злополучных «Шулеров» за 10 миллионов после такого вердикта, кажется, не удастся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Итальянский искусствовед заявляет об обнаружении считавшегося утраченным шедевра Караваджо
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Итальянский искусствовед заявляет об обнаружении считавшегося утраченным шедевра Караваджо