войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Великобритании слушают дело о шулерах на картине Караваджо и на аукционе Sotheby's

В Высоком Суде Лондона начались заседания по делу «Мистер Твейтс против Sotheby’s». Человек, продавший в 2006-м году за 42 тысячи фунтов стерлингов копию картины Караваджо «Шулера», обвиняет известнейший аукционный дом в халатности и нанесении материального ущерба. Специалисты Sotheby’s будто бы недостаточно тщательно изучили полотно и не разглядели в нем подлинника великого итальянца. А покупатель, заказав повторную экспертизу, разглядел — и не без удовольствия объявил о том, что приобретенная по дешевке картина стоит не меньше 10 миллионов.
В Великобритании слушают дело о шулерах на картине Караваджо и на аукционе Sotheby's
В далеком 1950-м году семья истца продала Метрополитен-музею (Нью-Йорк) подлинного Караваджо — «Музыкантов». В 2006-м Твейтс решил узнать, не принадлежат ли кисти того же автора и доставшиеся ему в наследство картежники — и заказал экспертизу аукционному дому. Вердикт экспертов был таков: копия с картины Караваджо сделана вначале 17-го века, безымянным последователем, который не обязательно был прямым учеником гения. Оценили картину в 40 тысяч фунтов стрелингов, продали — лишь немного дороже.
Оригинал «Шулеров» (1594 год) тогда и сейчас обитает в Техасе, в Музее Кимбелла (Форт-Уэрт). Там он оказался сравнительно недавно — в 1987-м году. До этого длительное время, с конца 19-го века, картина считалась утерянной и только в конце 20-го века обнаружилась в частной коллекции в Цюрихе.

Недорогую копию «Шулеров» купил британский искусствовед и коллекционер итальянской живописи эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
Денис Маон. Но он в судебном разбирательстве не участвует: скончался в 2011-м, когда ему был 101 год.
Сэр Денис Маон завещал 57 картин из своей итальянской коллекции Британии. Взамен он потребовал, чтоб

Сэр Денис Маон завещал 57 картин из своей итальянской коллекции Британии. Взамен он потребовал, чтобы к его картинам у посетителей был бесплатный доступ, и расписал, какие полотна куда должны отправиться: кроме Национальных галерей в Лондоне и Эдинбурге, в составленном им списке фигурируют и музеи помельче — из Оксфорда, Кембриджа, Лидса, Бирмингема.

Ланселот Уильям Твейтс теперь судится из-за того, что продешевил, продав своих «Шулеров», но для Маона и 42 тысячи фунтов были беспрецедентной ценой. Дело в том, что он известен тем, что не покупал картин дороже трех тысяч долларов, но потом доказывал, что это подлинники стоимостью в сотни тысяч, а то и миллионы (его коллекцию-завещание оценивают в 150 млн. долларов). И вот для Шулеров сделал исключение — заплатив очень щедрую, по его меркам, сумму.

Маон согласился с тем, что он купил копию. Но заявил (не сразу, а по истечении года после сделки — срока, когда она может быть расторгнута), что эта копия — авторская. Заявление не было голословным: Маон ссылался на ряд уважаемых экспертов, среди которых и Мина Грегори, буквально на днях объявившая, что нашла в «старой европейской семье» подлинный «Экстаз Марии Магдалины» кисти Караваджо.

А истец Твейтс теперь как раз говорит о том, что эксперты со стороны аукциона были недостаточно компетентны. Адвокаты Sotheby’s настаивают на своем: экспертиза была тщательной, а копия явно уступает техасскому оригиналу. Суду придется не просто. Ведь прежде чем решить, копия или оригинал фигурирует в деле, им придется выяснить, каких экспертов слушать: по обе стороны арт-баррикад люди уважаемые.

Возможно ли, что Караваджо сам написал «Шулеров» дважды? Да, вполне. Он делал копии своих работ. Особенно в молодости, когда был заинтересован в том, чтобы набить и руку, и карман. Вот пример. «Лютнист» из Эрмитажа считается оригиналом:
А это — две авторские копии:
  • «Лютнист» из коллекции Метрополитен-музея (Нью-Йорк)
  • «Лютнист» из Бадминтон-Хауса (резиденция английских герцогов Бофортов, Глостершир)
Суд пока не назвал даты, когда огласит свое решение. Слушания в самом разгаре и, вероятно, займут еще не меньше трех недель. Тем временем «подследственный» Караваджо, проданный за 42 тысячи вместо 10 миллионов, экспонируется в лондонском Музее Ордена Святого Иоанна. Картина застрахована на 10 миллионов. Похоже, страховщики насчет ее подлинности не сомневаются.
Рекомендуемые работы
Татьяна Юрьевна Гришутина. На закате дня
На закате дня
2024, 40×60 см
$144
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Дарья Мотовилова. Похищение вятской барыни
  • Реклама
Похищение вятской барыни
2024, 80×60 см
$215
Оригинал
Андрей Люмес. "Вот и лето прошло"
  • Реклама
"Вот и лето прошло"
2021, 30×40 см
$56
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. REDEEMER
  • Реклама
REDEEMER
2024, 22×13 см
€10
Цифровая копия
В Великобритании слушают дело о шулерах на картине Караваджо и на аукционе Sotheby's