В Высоком Суде Лондона начались заседания по делу «Мистер Твейтс против Sotheby’s». Человек, продавший в 2006-м году за 42 тысячи фунтов стерлингов копию картины Караваджо «Шулера», обвиняет известнейший аукционный дом в халатности и нанесении материального ущерба. Специалисты Sotheby’s будто бы недостаточно тщательно изучили полотно и не разглядели в нем подлинника великого итальянца. А покупатель, заказав повторную экспертизу, разглядел — и не без удовольствия объявил о том, что приобретенная по дешевке картина стоит не меньше 10 миллионов.
Музыканты
1595, 92.1×118.4 см
В далеком 1950-м году семья истца продала Метрополитен-музею (Нью-Йорк) подлинного Караваджо — «Музыкантов». В 2006-м Твейтс решил узнать, не принадлежат ли кисти того же автора и доставшиеся ему в наследство картежники — и заказал экспертизу аукционному дому. Вердикт экспертов был таков: копия с картины Караваджо сделана вначале 17-го века, безымянным последователем, который не обязательно был прямым учеником гения. Оценили картину в 40 тысяч фунтов стрелингов, продали — лишь немного дороже.
Шулера
1594, 94.2×131.2 см
Оригинал «Шулеров» (1594 год) тогда и сейчас обитает в Техасе, в Музее Кимбелла (Форт-Уэрт). Там он оказался сравнительно недавно — в 1987-м году. До этого длительное время, с конца 19-го века, картина считалась утерянной и только в конце 20-го века обнаружилась в частной коллекции в Цюрихе.
Недорогую копию «Шулеров» купил британский искусствовед и коллекционер итальянской живописи эпохи барокко Денис Маон. Но он в судебном разбирательстве не участвует: скончался в 2011-м, когда ему был 101 год.
Недорогую копию «Шулеров» купил британский искусствовед и коллекционер итальянской живописи эпохи барокко Денис Маон. Но он в судебном разбирательстве не участвует: скончался в 2011-м, когда ему был 101 год.
Сэр Денис Маон завещал 57 картин из своей итальянской коллекции Британии. Взамен он потребовал, чтобы к его картинам у посетителей был бесплатный доступ, и расписал, какие полотна куда должны отправиться: кроме Национальных галерей в Лондоне и Эдинбурге, в составленном им списке фигурируют и музеи помельче — из Оксфорда, Кембриджа, Лидса, Бирмингема.
Ланселот Уильям Твейтс теперь судится из-за того, что продешевил, продав своих «Шулеров», но для Маона и 42 тысячи фунтов были беспрецедентной ценой. Дело в том, что он известен тем, что не покупал картин дороже трех тысяч долларов, но потом доказывал, что это подлинники стоимостью в сотни тысяч, а то и миллионы (его коллекцию-завещание оценивают в 150 млн. долларов). И вот для Шулеров сделал исключение — заплатив очень щедрую, по его меркам, сумму.
Маон согласился с тем, что он купил копию. Но заявил (не сразу, а по истечении года после сделки — срока, когда она может быть расторгнута), что эта копия — авторская. Заявление не было голословным: Маон ссылался на ряд уважаемых экспертов, среди которых и Мина Грегори, буквально на днях объявившая, что нашла в «старой европейской семье» подлинный «Экстаз Марии Магдалины» кисти Караваджо.
А истец Твейтс теперь как раз говорит о том, что эксперты со стороны аукциона были недостаточно компетентны. Адвокаты Sotheby’s настаивают на своем: экспертиза была тщательной, а копия явно уступает техасскому оригиналу. Суду придется не просто. Ведь прежде чем решить, копия или оригинал фигурирует в деле, им придется выяснить, каких экспертов слушать: по обе стороны арт-баррикад люди уважаемые.
Возможно ли, что Караваджо сам написал «Шулеров» дважды? Да, вполне. Он делал копии своих работ. Особенно в молодости, когда был заинтересован в том, чтобы набить и руку, и карман. Вот пример. «Лютнист» из Эрмитажа считается оригиналом:
Маон согласился с тем, что он купил копию. Но заявил (не сразу, а по истечении года после сделки — срока, когда она может быть расторгнута), что эта копия — авторская. Заявление не было голословным: Маон ссылался на ряд уважаемых экспертов, среди которых и Мина Грегори, буквально на днях объявившая, что нашла в «старой европейской семье» подлинный «Экстаз Марии Магдалины» кисти Караваджо.
А истец Твейтс теперь как раз говорит о том, что эксперты со стороны аукциона были недостаточно компетентны. Адвокаты Sotheby’s настаивают на своем: экспертиза была тщательной, а копия явно уступает техасскому оригиналу. Суду придется не просто. Ведь прежде чем решить, копия или оригинал фигурирует в деле, им придется выяснить, каких экспертов слушать: по обе стороны арт-баррикад люди уважаемые.
Возможно ли, что Караваджо сам написал «Шулеров» дважды? Да, вполне. Он делал копии своих работ. Особенно в молодости, когда был заинтересован в том, чтобы набить и руку, и карман. Вот пример. «Лютнист» из Эрмитажа считается оригиналом:
Юноша с лютней
1596, 94×119 см
А это — две авторские копии:
Суд пока не назвал даты, когда огласит свое решение. Слушания в самом разгаре и, вероятно, займут еще не меньше трех недель. Тем временем «подследственный» Караваджо, проданный за 42 тысячи вместо 10 миллионов, экспонируется в лондонском Музее Ордена Святого Иоанна. Картина застрахована на 10 миллионов. Похоже, страховщики насчет ее подлинности не сомневаются.
Читайте также: Балтийская осень Караваджо, или Арт-гид по Польше