войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана

Внимание на экраны! Режиссёр и мультипликатор Тим Бёртон (Tim Burton), известный своей страстью к глазам размером с блюдце, экранизировал реальную биографию создательницы необыкновенных героев. Речь идёт о фильме «Большие глаза», который вышел в отечественный прокат 15 января, успев получить и одну из премий «Золотой глобус». Главная героиня ленты — американская художница Маргарет Кин (Margaret Keane), чьи персонажи своими очами больше напоминают инопланетян, чем людей.
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
Сентиментальные портреты детей и женщин с огромными глазами, полными страданий и слёз, стали невероятно популярны в конце 1950-х — начале 1960-х годов. И главный нюанс: Уолтер Кин (Walter Keane), муж Маргарет, выдавал их за свои работы. «Я — Кин. Ты — Кин… Какая разница?», — говорит в фильме Уолтер, сыгранный харизматичным Кристофом Вальцем (Christoph Waltz).
Разница в том, что Маргарет (её роль исполнила пятикратная претендентка на Оскар Эми Адамс) была истинным создателем полотен — в простом понимании авторства, — тогда как весь авантаж доставался Уолтеру. Он был хорошим маркетологом и бойким говоруном. А ещё — сообразительным парнем: поняв, что поклонников больше интересуют постеры, чем оригиналы картин, начал продавать серийные изображения. Как говорит один из героев фильма, «он продаёт картины. И картинки картин. И открытки картинок картин».
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
Маргарет 12 лет участвовала в обмане, но в итоге развелась с Уолтером и подала в суд на признание авторства. Судья потребовал от истицы и ответчика нарисовать ребёнка с характерными глазами.
…Уолтер отказался, заявив, что у него болит плечо. А Маргарет понадобилось всего 53 минуты, чтобы пр




…Уолтер отказался, заявив, что у него болит плечо. А Маргарет понадобилось всего 53 минуты, чтобы представить готовую работу.

«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
На фото 1957 года — Уолтер и Маргарет. А ниже — интересное свежее видео: рассказ художницы, фото из архива и много картин, которых даже сейчас, после премьеры фильма, не увидишь в Интернете.
«Я рисовала нон-стоп днем и ночью… Ложь и вся ситуация, которая последовала, была ужасной… Фильм — отлично сделан, просто фантастика!» — Маргарет Кин
Фильм заканчивается вердиктом суда. Однако перед этим в ленте поднимается множество вопросов. Кому принадлежат права на работы, проданные за подписью «Уолтер Кин»? Ответ на этот вопрос в 1960-х был не так прост, как ныне, после того как в 1990-м был принят Акт о правах в изобразительном искусстве. В реальной жизни Маргарет пришлось держать ответ по встречному иску Уолтера. Тот считал, что раз работы подписаны его именем, бывшая жена нарушает его авторские права, продавая копии своих картин. В результате Маргарет вышла победительницей и в этом слушании.
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
В прошлом году умерла последняя из десяти сестёр и братьев Уолтера, но в его защиту выступил племянник Билли Кин (Billy Keane). Он заявил: «Моя мать, которая скончалась семь месяцев назад, видела, как Уолтер рисовал. В начале 80-х она болезненно реагировала на слова Маргарет о том, что та является автором картин».

В интервью The Times племянник рассказал, что спрашивал дядю, почему он не стал рисовать в суде в тот роковой день. Уолтер якобы ответил: «Я уже был стар, и моё плечо действительно болело».
Билли Кин упрекнул создателей фильма в том, что они не спросили семью Уолтера о другой версии этого скандала. На это сценаристы «Больших глаз» Скотт Александер и Ларри Каражевски (Scott Alexander and Larry Karaszewski) ответили, что получили права на историю Маргарет Кин, потому, что верят её взгляду на события. «Уолтер был блестящим продавцом, но на протяжении двенадцати лет мы не нашли ни единого свидетельства того, что он умел рисовать. После развода с Маргарет он прожил ещё 35 лет, но не написал ни одной картины с большими глазами», — заявили они.

Маргарет Кин не отреагировала на просьбу прокомментировать слова племянника своего бывшего мужа.
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
Сам Билли является владельцем нескольких работ с подписью «Кин». Однако писательница Ли Галло (Leah Gallo) в книге «Большие глаза: фильм и картины» приводит свидетельство музыканта Мэттью Свита (Matthew Sweet), поклонника творчества Кин и консультанта фильма о ней. Певец рассказал, что в конце 1990-х купил у Уолтера якобы написанную им картину, датированную 1985-м годом. Позже, по наитию, он соскрёб краску с подписи и выяснил, что под цифрой 8 была нарисована 6. Свит считает, что работа была создана в 1965-м году, а Уолтер просто исправил дату.
  • Тим Бертон и его личная коллекция картин художницы
  • Большие глаза - еще и собственное творческое кредо!

"Большие глаза": экранная версия

Но вернёмся к фильму. Для съёмочной команды самой, возможно, трудоёмкой задачей стало воспроизводство сотен картин, созданных плодовитой героиней. Оскароносный художник-постановщик Рик Хайнрихс (Rick Heinrichs) и его команда тщательно проследили художественную эволюцию Маргарет, отмечая ключевые моменты творчества. Например, было точно определено, когда она впервые добавила слезу одному из своих «большеглазиков».
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
Чтобы создать копии картин, продюсеры получили разрешение на репринт двухсот работ. Некоторые из них были воссозданы на разных этапах написания.
«Мы сделали множество принтов с высоким разрешением на холсте», — поясняет Хайнрихс. Картины, которые появляются в кадре крупным планом, были обработаны особо. На холсты под отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
были нанесены слои грунта, гипса и масла, имитирующие мазки, чтобы камера могла передать некоторые особенности письма.
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
Несмотря на тщательность, с которой команда Хайнрихса подошла к воссозданию окружающей обстановки, был один момент, когда на съёмочной площадке возникла паника. «Мы подготовили огромную коллекцию для воскресного арт-парка, где Маргарет встречает Уолтера, — рассказывает художник-постановщик. — Показали картины Тиму [Бёртону, — ред.], но среди них не оказалось ни одной абстракции, а Тим хотел, чтобы они были. За одно утро мы лихорадочно нарисовали около четырёх десятков абстрактных полотен и поставили их в кадр ещё непросохшими…». «С абстракциями так можно поступить. Пейзажи забрали гораздо больше времени», — смеётся Хайнрихс.
Игру Эми Адамс в фильме «Большие глаза» отметили «Золотым глобусом».
(Фото REUTERS)




Игру Эми Адамс в фильме «Большие глаза» отметили «Золотым глобусом».
(Фото REUTERS)

И ещё один любопытный момент. Для украинского проката «Большие глаза» озвучивали профессиональные художники и скульпторы. В кастинге участвовали скульптор Олег Пинчук, художница Лада Наконечная, мастер графики Юлия Майстренко (смотрите, например, ее работу «Веретено судьбы»), а также художники Мариам Найем и Илья Исупов, сообщает газета «Сегодня». Кого из них отобрали профессиональные звукорежиссёры и кому какая роль досталась — смотрите, узнавайте (по крайней мере, из титров).

«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
«Художники смогут через свой голос донести энергетику творчества, которым они владеют лучше любого. Таким образом, мы предлагаем зрителю не просто пересмотреть фильм, но и окунуться в мир искусства», — говорит Роман Мартыненко, директор компании Multi Media Distribution.
Кстати, в день премьеры в одном из кинотеатров Киева состоялась эксклюзивная выставка работ художников Юлии Майстренко и Мариам Найем, которые приняли участие в озвучке фильма.
«Большие глаза» Тима Бёртона: реальная история об искусстве и искусстве обмана
…а что же сама Маргарет Кин? Вооружившись решимостью и повысив свою самооценку, она обрела собственную идентичность. Сейчас ей 87 лет, и она продолжает работать едва ли не ежедневно. «Теперь, я стараюсь рисовать счастливых детей и животных, играющих вместе в райских садах», — говорит она. Ну просто песня! Кстати, имеется и таковая: саундтрек лично тим Бертон получил Лане Дель Рей. Смотрим и слушаем — «Большие глаза»!
Подготовил Влад Маслов