68 букетов, написанных тремя десятками французских художников. Поль Сезанн, Гюстав Курбе, Эжен Делакруа, Винсент ван Гог, Эдуарда Мане… Цель выставки «Букеты: французский натюрморт от Шардена до Матисса», которая до 8 февраля экспонируется в Далласском художественным музее, а после отправится в тур по США, — не только вызвать восторг у посетителей, но и продемонстрировать развитие популярного жанра на протяжении двух столетий, с акцентом на 19-м веке, когда натюрморт
приобрел во Франции особую популярность.
Букет цветов в вазе
1862, 73×100 см
Натюрморт
всегда ценился за декоративные качества, но эта выставка призвана показать, что букеты нужны для передачи тонких чувств, для оттачивания техники и вообще являются катализатором и маркером прогресса в искусстве. Переворот, который совершили модернисты, может быть проиллюстрирован одними только натюрмортами. Вот как писали раньше — гладко и реалистично. А вот как стали — зыбко и страстно.
Анри Фантен-Латур. Астры в вазе. Из коллекции Художественного музея Сент-Луиса.
На выставке представлены как работы художников, которые к жанру цветочного натюрморта обращались лишь иногда (как, например, Гоген или Мане), так и тех, кто сделал имя и карьеру в искусстве с помощью цветов — как Анри Фантен-Латур или Пьер-Жозеф Редуте, мастер ботанической иллюстрации.
Ваза с цветами
1799, 46×37.7 см
Натюрморт с боярышником в вазе, вишнями, японской миской и чашкой с блюдцем
1872, 58.7×55.3 см
В 19-м веке в Европе цветочный натюрморт
был почти так же популярен, как живые тюльпаны и картины с ним в Голландии начала 17-го века. Цветы изучали и ботаники, и художники. Прогулки в садах и оранжереях сделались модным досугом. А флористы для рекламы своего бизнеса выставляли роскошные букеты в салонах — чтобы они «позировали» художникам. Художники, в свою очередь, соревновались друг с другом и с природой, пытаясь добиться фотографической точности в изображении маков и гвоздик (одной из лучших в копировании пестиков и тычинок была Анна Валайер-Костер (1744−1818) — с ее «Цветов в синей вазе» начинается наш обзор).
Букет для позирования поставили и в Далласском художественном музее, где сейчас гостят французские живописные цветы: любой желающий может нарисовать выставленный букет и составить его здесь же, рядом с произведениями великих.
Букет для позирования поставили и в Далласском художественном музее, где сейчас гостят французские живописные цветы: любой желающий может нарисовать выставленный букет и составить его здесь же, рядом с произведениями великих.
Импрессионисты на цветочном натюрморте оттачивали новую живописную технику. «Цветы стали мощным источником живописной медитации», — говорит директор Далласского музея Макс Андерсон.
Букет цветов
1873, 55×50 см
Желтые розы в вазе
1882, 53×46 см
Особого внимания заслуживают два натюрморта Эдуарда Мане, представленные на выставке. Оба написаны виртуозно — это касается и цветов, и прозрачных ваз, в которые они помещены. И оба созданы в конце жизни. Сирень — в 1883-м, в год смерти художника. Он умер в апреле и, вероятно, писал этот нежнейший букет в самые мучительные свои дни. Кураторы выставки предполагают, что цветы, изображенные на этих натюрмортах, художнику приносили друзья, которые приходили попрощаться с ним.
Ваза с белой сиренью и розами
1883, 45×54 см
Поль Гоген свои пионы посвятил Эдгару Дега (работы последнего служат фоном для натюрморта). Правда, картину в итоге не подарил, оставил себе — видимо, оказался очень доволен.
Натюрморт с пионами
1884, 59.7×73 см
Далласский музей рад бы оставить все французские натюрморты у себя — да не выйдет. Во-первых, только 8 из 68-ми экспонатов выставки принадлежат местному музею, остальные здесь лишь гостят. Во-вторых, гастрольный тур этой экспозиции расписан на год вперед. С 22 марта по 21 июня французские натюрморты будут выставляться в Музее изящных искусств Вирджинии, а потом переберутся в Художественный музей Денвера, где пробудут с 19 июля до 11 октября.
Читайте также: 10 лучших американских выставок 2015 года
Читайте также: 10 лучших американских выставок 2015 года