Выставка 13-ти кинетистов, членов группы «Движение», открылась в Старопименовском переулке. Этим громким проектом, истинным «праздником кинетизма», буквально ошеломившим всю художественную Москву, начала существование галерея «ARTSTORY», основанная коллекционером Люсинэ Петросян и Михаилом Опенгеймом. Итак, кто же они — истинные кинетисты?
Масштаб, полнота представления, разнообразие объектов, некий обїективный уровень мышления в другом измерении, плюс временной парадокс — фактически «Артстори» заново открыла искусство «Движения» широким массам. Кинетические объекты, инсталляции, пространственные структуры, живопись и графика, артефакты и материалы фотоархивов полнозвучно представили полувековую историю кинетизма «отечественного разлива».
Окно №1
1964
Композиция
1962
До этой эпохальной выставки известностью из советских кинетистов пользовались Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и, конечно же, их лидер — легендарный Лев Нуссберг. Возродившая конструктивизм
и воплотившая кинетизм группа распалась вслед за эмиграцией ее идейного лидера из России в 1976 году. Участники «Движения» впервые снова собрались вместе.
Беседа: Анатолий Волгин, Вячеслав Колейчук, Рауль Скрылев
Теперь публике открыты имена, хорошо известные специалистам и коллекционерам, но недостаточно освещенные в текущих выставочных проектах. Сергей Зорин, Анатолий Волгин, Наталья Прокуратова, Владимир Акулинин, Галина Битт, Владимир Галкин, Александр Григорьев, Михаил Дорохов, Римма Заневская-Сапгир, Виктор Степанов — авторы первоклассных произведений искусства.
В своем творчестве кинетисты прибегали к различным техникам: активно использовали светомузыку, другие новшества. Материалы также необычны: металлопласт, например, или алюминиевые трубки и провода.
Показательным является «Портативный инструмент светохудожника» (1963) Сергея Зорина: на фото с нынешней выставки автор демонстрирует его в действии.
Показательным является «Портативный инструмент светохудожника» (1963) Сергея Зорина: на фото с нынешней выставки автор демонстрирует его в действии.
Союз Кали и Шивы
1968
Хитом выставки может считаться «Киберцветок» (1969) Нуссберга и Зорина, представляющий собой уникальную 3,5 метровую металлическую конструкцию со светомузыкальными динамическими элементами.
Кинетический объект «Начало» (1965) участника «Движения» протоиерея Анатолия Волгина не менее ярко иллюстрирует эти новые принципы создания арт-объекта.
«Спираль в спирали» (1967) и «Самовозводящаяся конструкция» (1968) Вячеслава Колейчука, живопись Льва Нуссберга и Франциско Инфанте, Риммы Заневской-Сапгир притягивают внимание зрителя магнетическими светоносными композициями и не отпускают его.
Кинетический объект «Начало» (1965) участника «Движения» протоиерея Анатолия Волгина не менее ярко иллюстрирует эти новые принципы создания арт-объекта.
«Спираль в спирали» (1967) и «Самовозводящаяся конструкция» (1968) Вячеслава Колейчука, живопись Льва Нуссберга и Франциско Инфанте, Риммы Заневской-Сапгир притягивают внимание зрителя магнетическими светоносными композициями и не отпускают его.
Самовозводящаяся структура
XX век
Композиция
1970
Ночное цветение
1984
Истоки этого направления лежат в «Башне Татлина» и супрематизме. Мировыми лидерами кинетизма и оп-арта были француз Николя Шеффер и аргентинец Хулио ле Парк, вспомним и Эшера, и Вазарели, выставка которого, к слову, только что прошла в Москве. В России кинетисты, или же «кинеты», как они себя именовали, выступили ярко и зажигательно, представив полноценный вариант развития этого стиля.
Во многом кинетисты группы «Движение», основанной ровно 50 лет назад, предвосхитили развитие современного искусства. Они были слишком хороши для своего времени, эпохи тяжелого брежневского застоя. Они как нельзя более актуальны сейчас, в арт-мире, перенасыщенном холодными интеллектуальными разработками, которым недостает пульсации живого интеллекта.
Даже старое фото отражает именно такую атмосферу увлеченности и движения: В. Галкин, Ф. Инфантэ, В. Степанов, В. Акулинин — на монтаже выставки «На пути к синтезу искусств».
Еще один «застывший кадр» из истории «Движения»: Ф. Инфантэ и Л. Нуссберг на той же самой выставке
Работы для выставки «Время движения. Полвека русского кинетизма» предоставили сами авторы и целый пласт московских коллекционеров. Широко известный общественности Михаил Алшибая (на фото ниже), регулярно выставляющий артефакты из своего собрания в музейных залах, Сергей Жигалкин, Любовь Агафонова, Сергей Александров, Эрнест Багдасарян и многие другие.
Фактически этим подвижникам, увлеченным коллекционерам искусства шестидесятников и семидесятников, удалось собрать настоящий «музей кинетизма». Высокий уровень представленных работ говорит сам за себя: такому музею быть.
Магическая геометрия
1968
А пока, вдохновленные их примером, коллекционеры могут попытать счастья и найти в современном искусстве подобную нишу, востребованную в будущем.
Эпохальная экспозиция подтверждает неоспоримый факт развития современного арт-рынка: коллекционеры создают собрания музейного уровня, выступают в роли кураторов и создателей галерей. Спектр деятельности коллекционера широк и так же включает в себя просветительские функции, как и у музейных институций. Что ж, открываем движение — во всех смыслах.
Елена Садыкова
Фото с выставки — автора материала. Заглавная иллюстрация: Нуссберг Л. Эскиз оформления пионерлагеря Орленок. 1968