С 1935 года — основатель музея «Коллекция Генри Фрика» (Frick Collection) в Нью-Йорке
Фрик. Начало
Любовь Генри Фрика (Henry Clay Frick, 1849 — 1919) к живописи заметили даже банковские клерки, которые выдавали 21-летнему предпринимателю кредит. В резюме по клиенту они записали: «Юноша много работает, свободное время проводит за чтением. Любит искусство, но не настолько, чтобы отказать ему в займе».Еще тогда Генри осознал, что живопись для него — как красивая опасная женщина: ты можешь наслаждаться ею, но жизнь с ней связывать не стоит. Тем более, если ты беден. Так искусство стало дня Фрика не профессией, но увлечением. Получив кредит, 21-летний Фрик, который ранее работал у своего деда бухгалтером, основал с кузенами сталелитейную компанию в Питтсбурге.
Скандалы, картины, расследования
К тридцати годам Фрик заработал первый миллион, часть которого свободно мог тратить на живопись. Вместе с другом Эндрю Милоном, который славился железной бизнес-хваткой и утонченным вкусом, Генри впервые отправился в Европу. Там он прикупил несколько полотен малоизвестных современных (на то время) художников.После женитьбы бизнесмен начал покупать картины в Европе регулярно — они были его увлечениями вместо любовниц. Жену, естественно, это устраивало.
Впрочем, растущую коллекцию причиной переезда называют только некоторые биографы. Дескать, магнат переехал не из-за бизнеса, но из-за картин — когда узнал, что выхлопы питтсбургских заводов плохо влияют на краски.
Музей властности без ярмарки тщеславия
Бывшая проститутка была официальной фавориткой Людовика XV. Король выдал любовницу за брата друга, чтобы приблизить ко двору — так девушка стала мадам Дюбарри.
Во время Французской революции мадам Дюбарри погибла от рук палача Анри Сансона, который был одним из первых ее любовников.
Она была умнейшей женщиной, которую боялись многие мужчины. Сложность натуры отобразилась в полотнах, заказанных Фрагонару. Поэтому воспринимать их вдвойне интереснее, если немного знаешь биографию заказчицы.
Фрик любил коллекционировать портреты богатых людей прошлого, натюрморты, и, конечно, работы на вечную религиозную тему (эту нишу он покрывал благодаря шедеврам итальянцев).
Автопортрет Ван Гога в соломенной шляпе (около 1887 г.)
Есть легенда: в Рождество 1900 года парижский арт-дилер Амбруаз Воллар за гроши купил у полунищего писателя автопортрет Ван Гога — версию того, что висел в гостиной у Ротшильда.
Сначала картину приобрел богатый земледелец, но вернул полотно Воллару после смерти родного человека. Затем полотно досталось политику Жоржу Клемансо, и только потом — Генри Фрику. Последний пришел проведать Клемансо после покушения и перекупил картину. Владелец согласился на сделку, потому что за минуту до нее картина упала ему чуть ли не на голову.
Два выстрела, и оба мимо
До наших дней за Генри Фриком сохранилась слава «самого жестокого управляющего Америки». Современники считали его бизнесменом, с которым не стоит имеить дело. Фрик не уважал права своих рабочих, что провоцировало бунты. Однажды во время таких маленьких восстаний на производстве полиция тяжело ранила 9 металлургов, несколько погибли. Многие попали в больницы с травмами средней тяжести. Сам Фрик получил ножевое ранение.Позже за этот инцидент анархист Александр Беркман решил наказать предпринимателя: ворвался в его кабинет в центре Питтсбурга и дважды выстрелил Фрику в шею. Жизненно важных артерий пули не задели.
Бизнесмен продолжил собирать живопись.
Рождение музея
Спустя 9 лет (1914 год) бизнесмен начал строить новую резиденцию на углу на 70-й улицы и Пятой авеню. Сюда переехала и семья, и картины из Коллекции Фрика.
В завещании Фрик велел записать, что дом вместе с картинами после смерти передает Нью-Йорку. Музей имени мецената открылся не сразу после его отхода в лучший мир, а только в 1935 году. Здание расширяли дважды: в 1977 и 2011-м.