Регистрация
Генри Фрик
В Генри Клэе Фрике уживались две личности: аморальный делец и тонкий ценитель искусства. Возможно, картины он любил больше, чем людей. Именно Фрик организовал «эмиграцию» для многих шедевров из Европы в Америку, а после смерти оставил свой дом в Нью-Йорке… полотнам.

Генри Фрик

Мне нравится2       0  
В Генри Клэе Фрике уживались две личности: аморальный делец и тонкий ценитель искусства. Возможно, картины он любил больше, чем людей. Именно Фрик организовал «эмиграцию» для многих шедевров из Европы в Америку, а после смерти оставил свой дом в Нью-Йорке… полотнам.
С 1905 года — коллекционер
С 1935 года — основатель музея «Коллекция Генри Фрика» (Frick Collection) в Нью-Йорке

Фрик. Начало

Любовь Генри Фрика (Henry Clay Frick, 1849 — 1919) к живописи заметили даже банковские клерки, которые выдавали 21-летнему предпринимателю кредит. В резюме по клиенту они записали: «Юноша много работает, свободное время проводит за чтением. Любит искусство, но не настолько, чтобы отказать ему в займе».

Еще тогда Генри осознал, что живопись для него — как красивая опасная женщина: ты можешь наслаждаться ею, но жизнь с ней связывать не стоит. Тем более, если ты беден. Так искусство стало дня Фрика не профессией, но увлечением. Получив кредит, 21-летний Фрик, который ранее работал у своего деда бухгалтером, основал с кузенами сталелитейную компанию в Питтсбурге.

Скандалы, картины, расследования

К тридцати годам Фрик заработал первый миллион, часть которого свободно мог тратить на живопись. Вместе с другом Эндрю Милоном, который славился железной бизнес-хваткой и утонченным вкусом, Генри впервые отправился в Европу. Там он прикупил несколько полотен малоизвестных современных (на то время) художников.

После женитьбы бизнесмен начал покупать картины в Европе регулярно — они были его увлечениями вместо любовниц. Жену, естественно, это устраивало.

Со временем растущая коллекция стала стимулом купить новый дом в Питтсбурге, больший по площади, а затем и вовсе начать строить особняк в Нью-Йорке.

Впрочем, растущую коллекцию причиной переезда называют только некоторые биографы. Дескать, магнат переехал не из-за бизнеса, но из-за картин — когда узнал, что выхлопы питтсбургских заводов плохо влияют на краски.

Звучит совсем уж фантастически, но версия красивая (на фото — один из залов Коллекции Фрика в Нью-Йорке).

Музей властности без ярмарки тщеславия

Коллекция Фрика считается одним из лучших частных собраний живописи XIV—XIX веков в мире. Фрик любил старых мастеров, обожал итальянскую классику, портретистов «холодных нравов» (Англия, Нидерланды) — в общем, все, что проверено временем, выглядит внушительно, массивно и так, чтобы сразу было видно — деньги в доме есть.

Генри Фрик любил либо дорогую строгость, либо совсем уж роскошь — рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше . Именно благодаря симпатии коллекционера к рококо в США из Европы перекочевало множество работ Жана Фрагонара, включая полотна, написанные им для мадам Дюбарри — женщины поистине уникальной.
Жан Оноре Фрагонар. Воспоминание

Бывшая проститутка была официальной фавориткой Людовика XV. Король выдал любовницу за брата друга, чтобы приблизить ко двору — так девушка стала мадам Дюбарри.
Во время Французской революции мадам Дюбарри погибла от рук палача Анри Сансона, который был одним из первых ее любовников.

Она была умнейшей женщиной, которую боялись многие мужчины. Сложность натуры отобразилась в полотнах, заказанных Фрагонару. Поэтому воспринимать их вдвойне интереснее, если немного знаешь биографию заказчицы.

Недалеко от входа в Нью-Йоркский особняк Фрика висит полотно Вермеера «Хозяйка и девушка» — его посетители видят одним из первых. Следом идет столовая, в которой размещены работы английских портретистов XVIII века, включая Гейнсборо.


Магнат считал живопись признаком богатства, поэтому экспериментальные работы современников покупал редко — предпочитал дорогую классику.
В разных комнатах особняка расположены полотна Тициана, Гольбейна, Эль Греко, Рембрандта, Яна Ван Эйка, Гойи, Буше, Рейсдаля, Веласкеса и многих других. Места для картин хватает — в особняке Фрика 19 залов.

Фрик любил коллекционировать портреты богатых людей прошлого, натюрморты, и, конечно, работы на вечную религиозную тему (эту нишу он покрывал благодаря шедеврам итальянцев).

Немного сливок на массивном фоне

Исключения из общего «серьезного настроения» коллекции составляют легкомысленные полотна Моне и Дега. Фрик не очень любил импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше , но этих мастеров считал достойными.
Клод Моне. Ветей зимой
Клод Моне
1879, 68.6×89.9 см
Эдгар Дега. Обнаженная после бани
Эдгар Дега
1892, 35.5×24.8 см
Денег на искусство коллекционер не жалел. В основном ориентировался не на тенденции, а на собственный вкус, предпочитая вещи, проверенные временем — дорогие работы старых мастеров, внушительные по размеру и сюжету. Впрочем, некоторые работы отнюдь не во вкусе Фрика доставались ему за копейки, да еще и мистическим образом.
Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе

Автопортрет Ван Гога в соломенной шляпе (около 1887 г.)

Есть легенда: в Рождество 1900 года парижский арт-дилер Амбруаз Воллар за гроши купил у полунищего писателя автопортрет Ван Гога — версию того, что висел в гостиной у Ротшильда.
Сначала картину приобрел богатый земледелец, но вернул полотно Воллару после смерти родного человека. Затем полотно досталось политику Жоржу Клемансо, и только потом — Генри Фрику. Последний пришел проведать Клемансо после покушения и перекупил картину. Владелец согласился на сделку, потому что за минуту до нее картина упала ему чуть ли не на голову.

Впрочем, в случае Ван Гога на выбор Генри Фрика повлияла скорее не симпатия к полотну, а факт, что такой же портрет есть у Ротшильда.

Два выстрела, и оба мимо

До наших дней за Генри Фриком сохранилась слава «самого жестокого управляющего Америки». Современники считали его бизнесменом, с которым не стоит имеить дело. Фрик не уважал права своих рабочих, что провоцировало бунты. Однажды во время таких маленьких восстаний на производстве полиция тяжело ранила 9 металлургов, несколько погибли. Многие попали в больницы с травмами средней тяжести. Сам Фрик получил ножевое ранение.

Позже за этот инцидент анархист Александр Беркман решил наказать предпринимателя: ворвался в его кабинет в центре Питтсбурга и дважды выстрелил Фрику в шею. Жизненно важных артерий пули не задели.

Бизнесмен продолжил собирать живопись.
Аргумент защиты: после смерти предпринимателя выяснилось, что он финансировал строительство больницы для бедных.

Рождение музея

Переехав в Нью-Йорк, Генри Фрик с семьей и картинами осел в особняке Вандербильтов на Пятой авеню (Вандербильты — та самая династия, благодаря которой возник Музей Американского искусства Уитни).

Спустя 9 лет (1914 год) бизнесмен начал строить новую резиденцию на углу на 70-й улицы и Пятой авеню. Сюда переехала и семья, и картины из Коллекции Фрика.

В завещании Фрик велел записать, что дом вместе с картинами после смерти передает Нью-Йорку. Музей имени мецената открылся не сразу после его отхода в лучший мир, а только в 1935 году. Здание расширяли дважды: в 1977 и 2011-м.

Собрание Фрика славится не только произведениями искусства, включая картины, скульптуры и керамику, но и громадной библиотекой. Книги в свою коллекцию Генри Фрик подбирал не менее тщательно, чем полотна.
Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка
Ян Вермеер
1657, 504.8×460.4 см
Жан-Антуан Гудон. Диана
Жан-Антуан Гудон
Клод Моне. Лавакур, солнце и снег
Томас Гейнсборо. Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской
Томас Гейнсборо
1787, 127×101.5 см
Те, кто любит искусство не меньше, чем наш герой, предпочитают думать, что жесткий в бизнесе Генри Фрик маскировал мягкость анонимными добрыми поступками. Ведь в целом в мире живописи не мало прекрасных чудовищ — взять хотя бы Гогена, который искал свободы и духовности, но при этом ломал жизни своих жен и детей. Или Пикассо, который жалел жертв Герники, но разрушил жизнь собственных детей.

Так или иначе, победителей не судят. Или судят по результатам.

Так что американцы предпочитают судить Генри Фрика по достроенной Пенсильванской железной дороге и Собраниям в Нью-Йорке и Питтсбурге (тамошнему университету досталась часть коллекции, которую Фрик не захотел брать в столицу). Последуем их примеру.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP