170 произведений испанского гения: 99 арендованы у других музеев и частных коллекционеров, 71 принадлежит Бостонскому музею изящных искусств, где до 19 января будущего года открыта выставка «Гойя: порядок и беспорядок» — крупнейшая во всей Америке, Северной и Южной, за последние 25 лет. Как удалось собрать такую невероятную коллекцию шедевров и что именно можно увидеть в Бостоне, заплатив 50 долларов за билет?
Соломенное чучело (Марионетка)
1792, 267×160 см
Только Музей Прадо, обладающий самым значительным собранием Гой в мире, отправил в Бостон 21 произведение, семь из них никогда прежде не демонстрировались в США. Лувр, Галерея Уффици, нью-йоркский Метрополитен-музей и Национальная галерея в Вашингтоне тоже внесли свой вклад в эту экспозицию.
Это маркиз Диего дель Алькасар Силвела. В его частной коллекции восемь произведений Гойи, которые почти никогда не покидают стен его мадридского особняка. Даже он впечатлился амбициозностью бостонской выставки и, распив с навестившими его кураторами проекта бутылочку хереса, отправил в США две работы, с которыми обычно предпочитает не расставаться: рассудил, что дело того стоит. В числе вырвавшихся на свободу — «Отдых бездомных в пещере» (средняя картина в верхнем ряду на фото):
«Огороженное поле с пахарем» Ван Гога из коллекции Бостонского музея отправилось на гастроли в Испанию, а взамен в Бостон из Музея Ласаро Гальдиано прибыли работы Гойи — картина «Шабаш ведьм» и три офорта из серии «Капричос» («Причуды»).
Кстати, знаменитый офорт
«Сон разума рождает чудовищ» из этого же цикла имеется и в бостонской коллекции, так что все желающие могут узнать, каким образом Гойя превратил испанскую пословицу в крылатое выражение, которое в ходу до сих пор — хоть на Уолл-стрит, хоть в заметках из провинциальных газет.
Сон разума рождает чудовищ (из серии "Капричос", лист 43)
1799, 21.8×15.2 см
Малкольм Роджерс, директор Музея изящных искусств в Бостоне, говорит, что выставка представляет собой взгляд современного поколения на творчество одного из самых важных художников в истории человечества. Многочисленные работы Гойи не стали располагать в хронологическом порядке, а разделили на восемь тематических секций, которые рассказывают о том, как мастер использовал разные жанры и техники для реализации своих разнообразных идей. Это ведь художник, который одинаково успешен был и в создании элегантных портретов с нарядными аристократами и в сатирических сценках, обличающих человеческие и социальные пороки.
А первый зал выставки посвящен автопортретам Гойи. Как и Рембрандт, он всю жизнь не терял интереса к себе самому и лучшим инструментами для самопознания считал кисть и краски.
Конечно же, прибыла на выставку в Бостон и герцогиня Альба — точнее, один из портретов музы, покровительницы и возлюбленной художника. С ее прибытием связан один курьез. Фоторепортеры запечатлели момент, когда знаменитое полотно с герцогиней в черном платье вносили в выставочный зал. Получившееся фото повеселило и вдохновило мастеров фотошопа, которые сделали на его основе массу уморительных картинок. Вот, например, одна из них. Называется «Я только на минуточку в туалет — и сразу вернусь». Что ж, есть и такой взгляд современников на творчество Гойи.
И напоследок — пять экспонатов с выставки в Бостоне, объясняющих, какой порядок и беспорядок царил временами в мыслях Гойи, и убедительно доказывающих, что экспозиция заслуживает вашего внимания:
Последнее причастие святого Иосифа Каласанса
1819, 43×33 см
Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок
1788, 127×101.6 см
Старик на качелях
1824
Гигант
1818, 28.5×21 см
Зонтик
1777, 104×152 см
Главная иллюстрация: Франсиско Гойя, «Шабаш ведьм».
Фото: bostonglobe.com, bostonmagazine.com, mfa.org
Фото: bostonglobe.com, bostonmagazine.com, mfa.org