• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Испанец покоряет Америку: невероятная выставка Гойи в Бостоне

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
170 произведений испанского гения: 99 арендованы у других музеев и частных коллекционеров, 71 принадлежит Бостонскому музею изящных искусств, где до 19 января будущего года открыта выставка «Гойя: порядок и беспорядок» — крупнейшая во всей Америке, Северной и Южной, за последние 25 лет. Как удалось собрать такую невероятную коллекцию шедевров и что именно можно увидеть в Бостоне, заплатив 50 долларов за билет?
Франсиско Гойя. Соломенное чучело (Марионетка)
Соломенное чучело (Марионетка)
Франсиско Гойя
1792, 267×160 см
Только Музей Прадо, обладающий самым значительным собранием Гой в мире, отправил в Бостон 21 произведение, семь из них никогда прежде не демонстрировались в США. Лувр, Галерея Уффици, нью-йоркский Метрополитен-музей и Национальная галерея в Вашингтоне тоже внесли свой вклад в эту экспозицию.
Это маркиз Диего дель Алькасар Силвела. В его частной коллекции восемь произведений Гойи, которые почти никогда не покидают стен его мадридского особняка. Даже он впечатлился амбициозностью бостонской выставки и, распив с навестившими его кураторами проекта бутылочку хереса, отправил в США две работы, с которыми обычно предпочитает не расставаться: рассудил, что дело того стоит. В числе вырвавшихся на свободу — «Отдых бездомных в пещере» (средняя картина в верхнем ряду на фото):
Винсент Ван Гог. Огороженное поле с пахарем
«Огороженное поле с пахарем» Ван Гога из коллекции Бостонского музея отправилось на гастроли в Испанию, а взамен в Бостон из Музея Ласаро Гальдиано прибыли работы Гойи — картина «Шабаш ведьм» и три офорта из серии «Капричос» («Причуды»).
Кстати, знаменитый офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
«Сон разума рождает чудовищ» из этого же цикла имеется и в бостонской коллекции, так что все желающие могут узнать, каким образом Гойя превратил испанскую пословицу в крылатое выражение, которое в ходу до сих пор — хоть на Уолл-стрит, хоть в заметках из провинциальных газет.
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (из серии "Капричос", лист 43)
Сон разума рождает чудовищ (из серии "Капричос", лист 43)
Франсиско Гойя
1799, 21.8×15.2 см
Малкольм Роджерс, директор Музея изящных искусств в Бостоне, говорит, что выставка представляет собой взгляд современного поколения на творчество одного из самых важных художников в истории человечества. Многочисленные работы Гойи не стали располагать в хронологическом порядке, а разделили на восемь тематических секций, которые рассказывают о том, как мастер использовал разные жанры и техники для реализации своих разнообразных идей. Это ведь художник, который одинаково успешен был и в создании элегантных портретов с нарядными аристократами и в сатирических сценках, обличающих человеческие и социальные пороки.
А первый зал выставки посвящен автопортретам Гойи. Как и Рембрандт, он всю жизнь не терял интереса к себе самому и лучшим инструментами для самопознания считал кисть и краски.
Франсиско Гойя. Автопортрет с доктором Арриета
Франсиско Гойя. Автопортрет за работой
  • Автопортрет с доктором Арриета, 1820. Из коллекции Института искусств в Миннеаполисе
  • Автопортрет за работой, ок. 1795. Из коллекции Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид)
Конечно же, прибыла на выставку в Бостон и герцогиня Альба — точнее, один из портретов музы, покровительницы и возлюбленной художника. С ее прибытием связан один курьез. Фоторепортеры запечатлели момент, когда знаменитое полотно с герцогиней в черном платье вносили в выставочный зал. Получившееся фото повеселило и вдохновило мастеров фотошопа, которые сделали на его основе массу уморительных картинок. Вот, например, одна из них. Называется «Я только на минуточку в туалет — и сразу вернусь». Что ж, есть и такой взгляд современников на творчество Гойи.
И напоследок — пять экспонатов с выставки в Бостоне, объясняющих, какой порядок и беспорядок царил временами в мыслях Гойи, и убедительно доказывающих, что экспозиция заслуживает вашего внимания:
Франсиско Гойя. Последнее причастие святого Иосифа Каласанса
Последнее причастие святого Иосифа Каласанса
Франсиско Гойя
1819, 43×33 см
Франсиско Гойя. Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок
Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок
Франсиско Гойя
1788, 127×101.6 см
Франсиско Гойя. Старик на качелях
Старик на качелях
Франсиско Гойя
1824
Франсиско Гойя. Гигант
Гигант
Франсиско Гойя
1818, 28.5×21 см
Франсиско Гойя. Зонтик
Зонтик
Франсиско Гойя
1777, 104×152 см
Главная иллюстрация: Франсиско Гойя, «Шабаш ведьм».

Фото: bostonglobe.com, bostonmagazine.com, mfa.org
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: