Эта картина — одно из самых ярких женских ню в истории искусства. На ней изображена чувственно выгнувшаяся обнажённая, закинувшая одну руку за голову, а другую за спину. Исследователи из Национального музея Норвегии обнаружили под красочным слоем подготовительный рисунок, который свидетельствует, что Эдвард Мунк не сразу определился с композицией. В первоначальном варианте поза Мадонны менее откровенна — её руки располагаются вдоль тела.
Судя по подмалёвку, этот шедевр — первый из пяти вариантов, которые Мунк создал в 1890-х годах. Куратор музея Вибеке Валлан Хансен говорит, что первоначальная поза, которую рассматривал Мунк, была более традиционной для представления женщины и больше походила на портрет. Окончательная же стала новаторской.
Некоторые эксперты говорят, что такой вариант можно было предположить — дескать, его выдают линии, заметные при внимательном взгляде на картину. Однако трудно сказать, были ли они на подготовительном рисунке или появились уже на законченной картине. «Очень здорово получить доказательство», — сказала Валлан Хансен.
Мадонна (Женщина, занимающаяся любовью)
1894, 90×70.5 см
Сохранившиеся эскизы этой композиции показывают, что Мунк прикидывал разные позы, но рисунок непосредственно на полотне даёт представление о процессе создания картины.
Подмалёвок обнаружили сотрудники Национального музея Норвегии — консерватор Тьерри Форд и фотограф Бёрре Хёстландом — с помощью инфракрасной рефлектографии. Она показала, что находится под красочным слоем.
Подмалёвок обнаружили сотрудники Национального музея Норвегии — консерватор Тьерри Форд и фотограф Бёрре Хёстландом — с помощью инфракрасной рефлектографии. Она показала, что находится под красочным слоем.
Эдвард Мунк (ок. 1889)
Искусствоведы описывают «Мадонну» Мунка как чувственную, мечтательную, одновременно могущественную и покорную, испытывающую противоположные чувства — страх и желание. Мунк однажды описал свою героиню следующими словами: «Женщина в состоянии покинутости обретает болезненную красоту Мадонны».
Валланн Хансен подчёркивает: «Подпись „Мадонна“ обычно ассоциируется с матерью Иисуса. Но тут она контрастирует как с самой фигурой, так и с альтернативным названием — „Женщина, занимающаяся любовью“». Эксперт указывает, что у героини есть нимб, но он красный, а не золотой, как на религиозных образах. «Первое название добавляет двусмысленности сочетанию эротизма и религиозности в этой картине. Второе, „Женщина, занимающаяся любовью“, более определённое», — заявляет куратор.
В Норвегии 1890-х годов эта работа произвела сенсацию, но её заклеймили как «отвратительную». Вместе с тем Мунка поддержали представители прогрессивной культурной элиты. Драматург Хенрик Ибсен посетил выставку и, по словам самого художника, сказал ему: «Вы пройдёте через то же, что и я. Чем больше у вас врагов, тем больше у вас будет друзей».
Открытие также подтвердило год создания картины. Мунк написал пять вариантов «Мадонны» в период с 1894-го по 1897-го. Однако точная дата каждой работы и порядок их появления на свет оставались загадкой. Теперь же эксперты пришли к выводу, что полотно из Национального музея было первым в серии. Учреждению его подарил предприниматель Олаф Фредерик Скоу в 1909 году в числе 116-ти картин Мунка и других художников.
В Норвегии 1890-х годов эта работа произвела сенсацию, но её заклеймили как «отвратительную». Вместе с тем Мунка поддержали представители прогрессивной культурной элиты. Драматург Хенрик Ибсен посетил выставку и, по словам самого художника, сказал ему: «Вы пройдёте через то же, что и я. Чем больше у вас врагов, тем больше у вас будет друзей».
Открытие также подтвердило год создания картины. Мунк написал пять вариантов «Мадонны» в период с 1894-го по 1897-го. Однако точная дата каждой работы и порядок их появления на свет оставались загадкой. Теперь же эксперты пришли к выводу, что полотно из Национального музея было первым в серии. Учреждению его подарил предприниматель Олаф Фредерик Скоу в 1909 году в числе 116-ти картин Мунка и других художников.
Ещё две версии «Мадонны» находятся в гамбургском Кунстхалле и в Музее Мунка в Осло. Пара оставшихся принадлежит частным коллекционерам в США. На каждой из них центральная фигура с красным ореолом вокруг головы парит на размытом фоне. Зритель не может чётко определить, стоит эта женщина или лежит. «Если вначале Мунк хотел изобразить её с руками за спиной, то больше похоже на то, что она стоит. Но окончательное положение вносит больше неопределённости», — говорит Вибеке Валлан Хансен. Непонятен и антураж, в который художник поместил свою героиню — вода, свет или некая атмосфера. Это делает картину «вневременной»: нельзя сказать, написана она в 1890-м или 1990 году.
«Многие картины Мунка легко понять. „Крик“ говорит о тревоге, „Мадонна“ — о женщине, любви и эротике. Но чем больше смотришь на изображение, тем ярче появляется его двусмысленность», — подытожила Валлан Хансен.
«Многие картины Мунка легко понять. „Крик“ говорит о тревоге, „Мадонна“ — о женщине, любви и эротике. Но чем больше смотришь на изображение, тем ярче появляется его двусмысленность», — подытожила Валлан Хансен.
Отреставрированная картина вновь будет выставлена на всеобщее обозрение в новом здании Национального музея, которое откроется 11 июня 2022 года. В коллекции учреждения есть множество шедевров Мунка, среди которых «Больная девочка», «Танец жизни» и версия «Крика» от 1893 года.
По материалам The Guardian