Рисунок, показывающий первоначальную композицию портрета Антуана Лорана и Мари-Анн Лавуазье. Источник: The Burlington Magazine
Исходная картина с акцентом на богатство пары подчеркивает судьбу, ожидавшую Антуана Лорана Лавуазье. Его должность сборщика налогов помогла не только профинансировать открытие кислорода и химического состава воды, но и в конечном итоге привела его к казни на гильотине в 1794 году во время революционного террора. Мария Анна вела его лабораторные журналы, переводила с английского научные статьи, рисовала и гравировала чертежи. Полагают, что искусство она изучала под руководством Жака Луи Давида. Она выжила и после гибели супруга вышла замуж повторно — за учёного и изобретателя графа Румфорда.
Вероятно, автор в конце концов решил отойти от привычных моделей портретной живописи и подчеркнуть научные достоинства четы Лавуазье.
Схема невидимых пигментов на портрете: свинец (белый) и ртуть (красный). Источник: The Burlington Magazine
Исследования начались в 2019 году после того, как консерватор Метрополитен-музея Дороти Махон потратила десять месяцев на удаление синтетического лака, нанесённого в 1974 году и придавшего картине молочно-серый оттенок. Во время работы она обнаружила на некоторых участках полотна неровности, которые указывали на наличие изображения под красочной поверхностью.
С холста были взяты крошечные образцы пигмента, которые подтвердили, что шляпа Марии Анны была чёрно-красной. Они также показали, что в первой итерации Давид написал Лавуазье в более длинном коричневом сюртуке с семью пуговицами бронзового цвета. А в окончательном варианте учёный предстаёт в чёрной одежде с тремя пуговицами. Похоже, художник решил «переодеть» своего натурщика в деловой костюм.
Автор намеревался выставить портрет на Салоне в 1789 году, но в последнюю минуту отказался, встревоженный напряженностью в обществе, которая вылилась в революцию и свержение короля. Публика увидела картину столетие лишь спустя, на Всемирной выставке 1889 года. Сейчас обновлённая работа висит на втором этаже Метрополитен-музея — в галерее, отведённой неоклассическому искусству. Однако новые исследования навсегда изменили её контекст.