Учёные, консерваторы и кураторы Метрополитен-музея и Коллекции Фрика поставили точку вокруг длительных споров о картине Яна Вермеера «Хозяйка и служанка». До сих пор искусствоведы ломали головы над очевидным отсутствием фона в этой сцене. Предполагалось, что его закрасил другой живописец или работа попросту не окончена. Теперь, наконец, официально объявлено: фон был. И убрал его сам автор.
На картине Вермеера «Хозяйка и служанка» (1667−68) из Коллекции Фрика в Нью-Йорке две женщины рассматривают недавно прибывшее письмо. Госпожа в элегантном наряде ярко освещена, а служанка, которая принесла послание, одета скромно и появляется из полумрака. Загадочное содержание записки и неоднозначная реакция хозяйки вызывают у зрителя чувство таинственности и неуверенности.
Ян Вермеер, «Хозяйка и служанка» (1667−68). Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Примерно с 1950-х годов искусствоведы задавались вопросом, почему картина выглядит несколько незаконченной. Чувство незавершённости оставляет тёмный и пустой фон — занавес позади двух героинь. Выдвигалось даже предположение, что после смерти Вермеера работу дописал другой мастер, чтобы сделать её пригодной для продажи.
Нынешнее исследование позволило дать ответы на все вопросы и развеять сомнения. Эксперты изучали произведение с помощью неинвазивных методов анализа и визуализации. Кроме того, хирургическими инструментами были взяты микроскопические фрагменты краски с лицевой стороны полотна. Эти образцы сравниваются с теми, что были отобраны несколько десятилетий назад и хранились в архивах. Новые технологии позволяют получить больше информации из этих крошечных драгоценных фрагментов.
Вместе с тем, учёные подчёркивают важность рассматривания картины — невооруженным глазом и под микроскопом. «Человеческий глаз — очень мощный аналитический инструмент. В таких коллективных детективных расследованиях раскрываются подсказки о художниках, их технике и изменениях, которые могли произойти с течением времени», — заявляют они.
Вместе с тем, учёные подчёркивают важность рассматривания картины — невооруженным глазом и под микроскопом. «Человеческий глаз — очень мощный аналитический инструмент. В таких коллективных детективных расследованиях раскрываются подсказки о художниках, их технике и изменениях, которые могли произойти с течением времени», — заявляют они.
Карта распределения элементов, полученная с помощью макрорентгеновской флуоресценции, показывает изначальную композицию на заднем плане, которую Вермеер позже скрыл за занавесью, а также форму этого занавеса. Теперь он обесцвечен и потерял форму из-за разрушения пигмента на основе меди.
По часовой стрелке сверху направо: железо, медь, кальций и калий.Источник: metmuseum.org
Учёные обнаружили, что Вермеер начал композицию с гобелена или картины на заднем плане, а позже закрасил её. Вероятно, он решил, что относительно тёмный и простой фон лучше сфокусирует внимание зрителя на взаимодействии женщин.
Как оказалось, сначала художник изобразил на «гобелене» как минимум четыре человеческие фигуры, а также ряд других элементов, используя чёрную и земляную гамму. Исключением стали некоторые детали, написанные зеленоватым или голубоватым пигментом на основе меди. Они были закрашены ещё до того, как мастер их закончил. Карты, зеркала, картины и гобелены часто украшали интерьеры на картинах Вермеера. Поэтому первоначальное присутствие одного из этих элементов соответствует его стилю.
Как оказалось, сначала художник изобразил на «гобелене» как минимум четыре человеческие фигуры, а также ряд других элементов, используя чёрную и земляную гамму. Исключением стали некоторые детали, написанные зеленоватым или голубоватым пигментом на основе меди. Они были закрашены ещё до того, как мастер их закончил. Карты, зеркала, картины и гобелены часто украшали интерьеры на картинах Вермеера. Поэтому первоначальное присутствие одного из этих элементов соответствует его стилю.
Исследователи также установили, что занавес поверх фона написал сам художник. Однако со временем он изменил цвет и форму, что и вызвало предположения, будто картина осталась незавершённой. «Теперь мы можем подтвердить, что это изменение цвета и отсутствие формы стало результатом использования резината меди — пигмента на основе меди», — сказано в заключении. Пигменты из семейств резината и олеата известны учёным и консерваторам тем, что со временем меняют свои оттенки с зелёного на коричневый.
Синяя скатерть на столе также изначально была зелёной, но — в отличие от занавеса — сохранила свои складки и визуальное воздействие. Интересно, что в описании имущества Вермеера значится зелёная скатерть. А поскольку он был художником, который предпочитал наблюдение и точность, то скорее всего использовал её при моделировании данной композиции.
Синяя скатерть на столе также изначально была зелёной, но — в отличие от занавеса — сохранила свои складки и визуальное воздействие. Интересно, что в описании имущества Вермеера значится зелёная скатерть. А поскольку он был художником, который предпочитал наблюдение и точность, то скорее всего использовал её при моделировании данной композиции.
По материалам официального сайта Метрополитен-музея