войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Неожиданные факты о картине Вермеера раскрыли эксперты Метрополитен-музея

Учёные, консерваторы и кураторы Метрополитен-музея и Коллекции Фрика поставили точку вокруг длительных споров о картине Яна Вермеера «Хозяйка и служанка». До сих пор искусствоведы ломали головы над очевидным отсутствием фона в этой сцене. Предполагалось, что его закрасил другой живописец или работа попросту не окончена. Теперь, наконец, официально объявлено: фон был. И убрал его сам автор.
Неожиданные факты о картине Вермеера раскрыли эксперты Метрополитен-музея
На картине Вермеера «Хозяйка и служанка» (1667−68) из Коллекции Фрика в Нью-Йорке две женщины рассматривают недавно прибывшее письмо. Госпожа в элегантном наряде ярко освещена, а служанка, которая принесла послание, одета скромно и появляется из полумрака. Загадочное содержание записки и неоднозначная реакция хозяйки вызывают у зрителя чувство таинственности и неуверенности.
Ян Вермеер, «Хозяйка и служанка» (1667−68). Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Примерно с 1950-х годов искус

Ян Вермеер, «Хозяйка и служанка» (1667−68). Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Примерно с 1950-х годов искусствоведы задавались вопросом, почему картина выглядит несколько незаконченной. Чувство незавершённости оставляет тёмный и пустой фон — занавес позади двух героинь. Выдвигалось даже предположение, что после смерти Вермеера работу дописал другой мастер, чтобы сделать её пригодной для продажи.

Нынешнее исследование позволило дать ответы на все вопросы и развеять сомнения. Эксперты изучали произведение с помощью неинвазивных методов анализа и визуализации. Кроме того, хирургическими инструментами были взяты микроскопические фрагменты краски с лицевой стороны полотна. Эти образцы сравниваются с теми, что были отобраны несколько десятилетий назад и хранились в архивах. Новые технологии позволяют получить больше информации из этих крошечных драгоценных фрагментов.

Вместе с тем, учёные подчёркивают важность рассматривания картины — невооруженным глазом и под микроскопом. «Человеческий глаз — очень мощный аналитический инструмент. В таких коллективных детективных расследованиях раскрываются подсказки о художниках, их технике и изменениях, которые могли произойти с течением времени», — заявляют они.
Карта распределения элементов, полученная с помощью макрорентгеновской флуоресценции, показывает изн
Карта распределения элементов, полученная с помощью макрорентгеновской флуоресценции, показывает изначальную композицию на заднем плане, которую Вермеер позже скрыл за занавесью, а также форму этого занавеса. Теперь он обесцвечен и потерял форму из-за разрушения пигмента на основе меди.
По часовой стрелке сверху направо: железо, медь, кальций и калий.
Источник: metmuseum.org
Учёные обнаружили, что Вермеер начал композицию с гобелена или картины на заднем плане, а позже закрасил её. Вероятно, он решил, что относительно тёмный и простой фон лучше сфокусирует внимание зрителя на взаимодействии женщин.

Как оказалось, сначала художник изобразил на «гобелене» как минимум четыре человеческие фигуры, а также ряд других элементов, используя чёрную и земляную гамму. Исключением стали некоторые детали, написанные зеленоватым или голубоватым пигментом на основе меди. Они были закрашены ещё до того, как мастер их закончил. Карты, зеркала, картины и гобелены часто украшали интерьеры на картинах Вермеера. Поэтому первоначальное присутствие одного из этих элементов соответствует его стилю.
Рекомендуемые выставки и показы
Исследователи также установили, что занавес поверх фона написал сам художник. Однако со временем он изменил цвет и форму, что и вызвало предположения, будто картина осталась незавершённой. «Теперь мы можем подтвердить, что это изменение цвета и отсутствие формы стало результатом использования резината меди — пигмента на основе меди», — сказано в заключении. Пигменты из семейств резината и олеата известны учёным и консерваторам тем, что со временем меняют свои оттенки с зелёного на коричневый.

Синяя скатерть на столе также изначально была зелёной, но — в отличие от занавеса — сохранила свои складки и визуальное воздействие. Интересно, что в описании имущества Вермеера значится зелёная скатерть. А поскольку он был художником, который предпочитал наблюдение и точность, то скорее всего использовал её при моделировании данной композиции.
По материалам официального сайта Метрополитен-музея