Крошечный медведь да Винчи оценён в $17 млн и выставлен на аукцион. Возможно, он "родственник" горностая со знаменитого портрета (обновлено)
Приписываемый кисти да Винчи «Спаситель Мира» был продан в 2017 году на аукционе Christie’s за 450 млн долларов и с тех пор остаётся самой дорогой картиной в мире. Ещё один рекорд, связанный с именем Леонардо, был установлен на этом же аукционе 18 июня 2021 года. За 3,4 млн долларов продали копию «Моны Лизы», выполненную неизвестным мастером в XVII веке: копий «Джоконды» существует множество, но эта теперь — самая дорогая. Новый рекорд в исполнении дуэта Christie’s и да Винчи можем получить уже 8 июля, когда на лондонских торгах аукциона появится сделанный Леонардо набросок головы медведя. Рисунок размером 7×7 см предварительно оценен в 8−12 млн фунтов стерлингов (ок. 11−17 млн долларов).
ОБНОВЛЕНИЕ: 8 июля 2021 года рисунок продан за 8,857,500 фунтов стерлингов (12,2 млн долларов). Это близко к нижней границе эстимейта, но личный рекорд всё равно побит: теперь именно «Голова медведя» — самый дорогой рисунок Леонардо да Винчи.
Самым дорогим рисунком сейчас является «Голова молодого апостола», исполненная современником Леонардо — Рафаэлем: в 2012 году эта работа была продана за 29,7 млн фунтов стерлингов (ок. 48 млн долларов). Этот рекорд побить будет непросто, но не невозможно: уже упоминавшаяся копия «Джоконды» изначально оценивалась в 200−300 тысяч евро и превысила эстимейт в 10 раз. А вот стать самым дорогим рисунком Леонардо «Голове медведя» будет просто: сейчас в этом статусе пребывает его рисунок «Лошадь и всадник», проданный за 8 млн фунтов (11 млн долларов) в 2001 году — и тоже на Christie’s.
Но вернёмся к «Голове медведя» — одному из восьми рисунков Леонардо, остающихся в частных руках. Его история прослеживается до британского художника Томаса Лоуренса (1769−1830), который владел им. О нынешнем владельце рисунка аукцион сообщает только то, что он приобрёл «Голову медведя» в 2008 году, но узнать его имя не составит труда. Этот рисунок — из Лейденской коллекции американского коллекционера Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан. В 2018-м шедевры из этого собрания привозили в Пушкинский музей и в Эрмитаж — и «Голова медведя» была среди них.
В онлайн-каталоге Лейденской коллекции рисунка Леонардо уже нет, но следы о нём сохранились: «Голова медведя» фигурирует во многих публикациях о выставках предметов из Лейденской коллекции — в том числе и на сайте самого собрания (1, 2, 3, 4).
Супруги Каплан собирают произведения голландских художников — Рембрандта и его современников. Их коллекция названа в честь города, в котором Рембрандт родился, а рисунок да Винчи был единственным произведением итальянского мастера в их собрании. Но дело, вероятно, не только в том, что работа Леонардо не вписывается в Лейденскую коллекцию ни по географическому, ни по хронологическому принципу. Ситуация на рынке старых мастеров такова, что за деньги, вырученные от продажи одного крошечного рисунка Леонардо, коллекционеры смогут купить в своё собрание с десяток работ голландских мастеров: например, рембрандтовский «Пациент без сознания» был куплен Томасом Капланом всего за 4 млн долларов, а работы Габриэля Метсю, Яна Стена и художников с менее громкими именами обойдутся куда дешевле.
Голова медведя
1485, 7×7 см
Насколько «Голова медведя» ценна сама по себе и важна для понимания творчества Леонардо?
Животные — важная тема для да Винчи. Они часто появляются на его картинах и рисунках (а в наше время попали даже на почтовые марки). Животные интересуют Леонардо как объект исследовательского интереса (ему любопытны их устройство и поведение) и художественного (он не только рисует их, но также сочиняет о них загадки и басни). Но они не интересуют его как еда: да Винчи был убеждённым вегетарианцем.
«Голову медведя» связывают с серией рисунков животных, которые Леонардо сделал, вероятно, в первой половине 1480-х. Теперь они разбросаны по миру (Эдинбург, Лондон, Нью-Йорк), но когда-то, возможно, были в одном альбоме.
Предполагают, что эти наброски (не только головы медведя, но и лап собаки) Леонардо держал перед глазами, когда писал портрет
Чечилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
Идея сравнить выставленный на продажу рисунок головы медведя со знаменитой картиной возникла не накануне его продажи. На сходство «Головы медведя» с животным, которое мы привыкли считать горностаем, обратил внимание ещё искусствовед Кеннет Кларк (1903−1983). Но, безусловно, сам факт связи между рисунком и картиной способен повысить стоимость крошечного листа бумаги. Обратите внимание, что и самый дорогой на сегодняшний момент рисунок Леонардо «Лошадь и наездник» связан с большой картиной (неоконченным «Поклонением волхвов»), и рисунок-рекордсмен Рафаэля является эскизом (к картине «Преображение»).
Фактором, способным поднять цену на произведение, также является подпись. И на наброске с головой медведя мы видим внизу слева «Leonard de Vinci» — но эта надпись не принадлежит автору и, скорее всего, появилась на листе в XVIII веке. Она может указывать разве что на то, что рисунок находился во французской коллекции. Скоро узнаем, в какой коллекции окажется «Голова медведя» в XXI веке.