войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Маков и лабиринт: мозайка офортов реальности – на выставке в Киеве

В Национальном художественном музее Украины до 26 октября — персональная выставка Павла Макова PARADISO PERDUTO. Это мастер, известный миру: от аукциона Sotheby’s в 2009-м и до нынешних «топ"-овых позиций в арт-рейтингах. Но главное — то, что его графические плоскости собираются в целые «арт-города» и словно создают отдельную реальность. Наш «Потерянный рай»?
Маков и лабиринт: мозайка офортов реальности – на выставке в Киеве
Павел Николаевич Маков. Сад Зиминых
О харьковчанине Павле Макове написано много. И только хорошее. Что и неудивительно: Маков входит во 

О харьковчанине Павле Макове написано много. И только хорошее. Что и неудивительно: Маков входит во все украинские топ-листы «лучших из лучших» художников и как самый дорогой, и как наиболее именитый на Западе отечественный мастер. Причем, и «по деньгам», и по «славе» он всегда в них — на первых позициях. Среди коллег и журналистов Маков знаменит как один из первых украинцев, чьи работы были проданы на «Сотби» в 2009. Но еще большее, практически, детское удивление до сих пор у всех вызывает тот факт, что он — член Британского королевского общества живописцев и графиков (об этом факте медиа упоминают чуть не в самих заголовках статей).

Маков и лабиринт: мозайка офортов реальности – на выставке в Киеве
Еще хороший тон — перечислять, где хранятся работы Макова: в Третьяковке и Пушкинском музее, лондонском музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), в Библиотеке конгресса США и, в Вашингтоне же, в Национальной галерее, и… Далее — везде, можно сказать. Также Маков преподавал арт: в Британии (в том числе, в самом лондонском Королевском колледже искусств), Дании (Академия изобразительных искусств в Оденсе), США (Университет Джорджии). А, кроме того, в самой Украине он увлекается созданием арт-буков и выпускает целые книги своих рисунков. Соавторами его выступают самые известные украинские литераторы — Тарас Прохасько, Любко Дереш…
Родившегося в Питере (тогда еще Ленинграде) и учившегося в Крыму и в Харькове харьковчанина Павла Макова самые простодушные украинские журналисты сравнивают с Алебрехтом Дюрером. Хотя, если так подумать, надо бы — с Тарасом Шевченко. Потому, что прославился Маков как график, а именно — благодаря своим офортам. Последние два десятка лет он создает только их. И, фактически, все, им неспешно созданное, является одним и тем же дневником духа. Монохромным. С продолжениями и вечными повторениями. С деревьями, травами, домиками, птицами и прямыми тропинками. «Маков — певец Харькова», — такой ярлык навесили медиа, имея в виду, что в своей офортной метафизике отталкивается он, все-таки, от реальных планов и карт первой столицы Украины и ее окрестностей, навесили ярлык медиа.
Но это — напрасно, разумеется. Бесконечные маковские «Сады», «Утопии» и лабиринты, созданные даже «п

Но это — напрасно, разумеется. Бесконечные маковские «Сады», «Утопии» и лабиринты, созданные даже «по мотивам» отпечатка пальца, как «слепок души» конкретного коллекционера-заказчика работы, к реальному Харькову имеют отношение не большее, чем к современности — средневековые «Физиологи». И из них же, кстати, переселились на его работы странные орнаментальные растения и травы, грустное зверье, только на первый взгляд похожее на настоящее. На «реальность», иначе говоря.

С реальностью у Макова вообще отношения особые. Философские. Свою собственную, «живущую» в офротах, он создает-монтирует при помощи филигранной, трудоемкой, напоминающей сама по себе многоуровневый лабиринт, техники многоразового инстаглио. Это когда каждый офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
выцарапывается на многих медных досках, и конечное изображение получается благодаря их наложению. Повтору такая картина не подлежит, в отличие от «обычных» офортов. Но на уровне теории дает обильную пищу для размышлений. Про голографическую вселенную, например. Центральная работа (коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
три на три метра, составленный сразу из шести частей) «PARADISO PERDUTO» включает около 110 таких «картинок», по отдельной доске на каждый дом и т. д. По сути, это — мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
Читать дальше
.
В основе цикла из 12 работ, создававшегося на протяжении последних двух лет, — карты дачных поселков под Харьковом. «На шести сотках был рай, а сейчас — исчезает», — печалится художник. Он и сам охотнее всего живет и работает на построенной своими руками даче.

Впрочем, чтобы лучше понять и верно оценить лабиринты Павла Макова, нужно читать не «Сад божественных песен» Сковороды. Скорее уж — «Сад расходящихся тропок» Борхеса. Маков — человек хмурого, изуверившегося во всем и вся постмодерна, а не жизнерадостного барокко. Еще лучше вместо Борхеса прочесть хоть немного оксфордского философа Ганса Ульбриха Губрехта. А уже потом приступать к осмотру (жаль, лупы, как на одной из выставок на Западе, в Нацхуде к картинам не приложили!) «Утраченного рая», садов и лабиринтов Макова. Это о Губрехте все время говорит сам Павел Маков, его цитирует. Его понимание реальности даже не воспроизводит — часто предвосхищает в своих инстаглио. Бываает…

Елизавета Воробьева

  • ...куратор бы не помешал выставке: картины без «излишеств», хотя бы аудиоряда? Сегодня это – моветон.
  • Фешн-коллекция Лилии Пустовит с принтами рисунков Макова (2011)
Рекомендуемые выставки и показы

P. S. «Меня интересуют тексты (и хотя в процессе написания статьи я буду подразумевать лишь тексты, они ни в коем случае не являются единственной областью моих вопросов), которые, образно выражаясь, кажется, „знают“ больше тех, кто их читает, излагает, цитирует, а иногда и пишет. Как-то неуловимое, что появляется в тексте, сначала туда попадает — другой вопрос, который я здесь рассматривать не буду. Может, кто-то увидел и запомнил что-то, что хотел сохранить в тексте, но так и не
удосужился четко артикулировать. А возможно, это что-то, что
осталось в тексте, никогда и не осознавалось до конца. Не останавливаясь более на этой гипотезе, оставим открытым ещё более привлекательный (а в узко-историческом смысле даже „романтический“) вопрос о том, должно ли всё „содержимое“ текстов сперва регистрироваться (в разной степени осознания) человеческим сознанием или из этого правила возможны исключения. Для начала скажу, что „латентным“ я буду называть всё, что, кажется, присутствует в тексте, но улавливается с трудом».

(Ганс Ульбрих Губрехт. «Как (если вообще) возможно обнаружить то, что остаётся латентным, в текстах?»

Заглавная иллюстрация — Paradiso Perduto #2. Фото Павла Макова — Саша Маслов. Подробнее о художнике — на его сайте, включая картины и даже… игру.