Результаты двухлетнего исследования всех произведений Амедео Модильяни, хранящихся в французских музеях, должны быть представлены на открытии выставки в Музее современного искусства метрополии Лилля 19 февраля. В рамках проекта были изучены 27 картин (включая две копии) и три скульптуры из 11-ти публичных коллекций. Единственный художник, который ранее удостаивался такого внимания во Франции, — это Винсент Ван Гог в 1999 году.
В преддверии выставки экспертная группа предоставила изданию The Art Newspaper эксклюзивную информацию о портрете, который «оказался самой сложной работой в этом исследования и, возможно, во всём наследии Модильяни», — заявила специалист-консерватор Анаис Дженти-Винсент.
Амедео Модильяни, «Антония» (1915). Музей Оранжери, Париж
«Антония» (ок. 1915) происходит из коллекции дилера художника Поля Гийома, и сейчас находится в Музее Оранжери в Париже. Хотя имя героини написано на холсте, о натурщице ничего не известно. Картина была датирована на основе отдалённого сходства с портретом Беатрис Гастингс, тогдашней возлюбленной Модильяни (эта работа называется «Мадам Помпадур» из-за экстравагантной шляпы) из Института искусств Чикаго. В это время художник перестал лепить из-за того, что страдал туберкулёзом. И куратор Мария-Амели Сено видит влияние скульптуры в «неподвижном выражении лица Антонии, а также в царапинах по сторонам — метод, который Модальяни применял на некоторых своих бюстах».
Нос и рот фигуры изображены одновременно анфас и в профиль — в манере Пикассо — позади модели видно окно. В то же время другие загадочные формы в композиции дали исследователям намёки на поразительные сюрпризы, скрытые под красочной поверхностью. Рентген и инфракрасные сканирование показало, что прямо над рукой героини находится призрачное перевернутое лицо.
Художник нередко закрашивал предыдущие этюды или брошенные композиции. В ходе проекта, например, под портретом Поля Гийома по прозвищу Ново Пилота была найдено изображение Гастингс. А под образом шведского художника Викинга Эггелинга был спрятан пейзаж . Если Модильяни не хотел, чтобы ему мешало написанное прежде, он просто переворачивал холст вверх ногами.
Художник нередко закрашивал предыдущие этюды или брошенные композиции. В ходе проекта, например, под портретом Поля Гийома по прозвищу Ново Пилота была найдено изображение Гастингс. А под образом шведского художника Викинга Эггелинга был спрятан пейзаж . Если Модильяни не хотел, чтобы ему мешало написанное прежде, он просто переворачивал холст вверх ногами.
Дальнейшее исследование «Антонии» выявило других «призраков», включая фрагменты тел и таинственные метки. Похожее на маску лицо с широкими глазницами над головой модели имеет сходство с «Обнажённой» (ок. 1908) — драматическим ню
, которое Модильяни написал в первые годы своего пребывания в Париже под влиянием работ Эдварда Мунка.
Рентгенография также показала одну или, возможно, две статуи кариатид с четырьмя руками (две опущенные и две поднятые). Подобные иллюстрации Модильяни делал после просмотра кхмерских скульптур, а также работ Пикассо и Бранкузи в африканском стиле в начале 1910-х годов. Он скрыл статуи под свинцовыми белилами, поверх которых написал бюст с крестом. Эксперты определили, что он был обведён пигментом из киновари на основе ртути, что напоминает красные фигуры, которые художник рисовал и лепил в 1911 — 1913 годах.
Рентгенография также показала одну или, возможно, две статуи кариатид с четырьмя руками (две опущенные и две поднятые). Подобные иллюстрации Модильяни делал после просмотра кхмерских скульптур, а также работ Пикассо и Бранкузи в африканском стиле в начале 1910-х годов. Он скрыл статуи под свинцовыми белилами, поверх которых написал бюст с крестом. Эксперты определили, что он был обведён пигментом из киновари на основе ртути, что напоминает красные фигуры, которые художник рисовал и лепил в 1911 — 1913 годах.
По словам Генти, под видимым слоем картины были обнаружены в общей сложности четыре композиции, которые могут быть датированы периодом между 1908-м и 1915 годом. Мария-Амели Сено отмечает, что художник писал на этом холсте в течение значительного периода своего пребывания в Париже. Новое исследование «может помочь нам точно определить даты его произведений, которые всегда трудно установить», — говорит руководитель лаборатории Мишель Мену.
По материалам The Art Newspaper