войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Мой отец Пикассо»: дочь рассказала, как позировала в розовых пинетках

Когда Пабло Пикассо в 1927 году очаровался встреченной возле галереи Лафайет 17-летней девушкой, он всё ещё был женат на бывшей балерине Ольге Хохловой. Вскоре Мария-Тереза Вальтер стала его музой, героиней пышных портретов и родила дочь своему возлюбленному, который был старше на 28 лет. Впрочем, он оставил её и перешёл к следующей из своих многочисленных пассий — к Доре Маар, фотографу-сюрреалистке и художнице.
«Мой отец Пикассо»: дочь рассказала, как позировала в розовых пинетках
В своей новой книге 84-летняя Майя Пикассо, дочь художника и Марии-Терезы, рассказала о женщинах в жизни своего отца и о своих близких отношениях с ним. Мемуары «Пикассо и Майя. Отец и дочь» выйдут в свет в начале осени под редакцией её дочери, искусствоведа Дианы Видмайер-Пикассо.

В интервью ей Майя говорит, что Пикассо изображал её мать «очень чувственно». «Меня поражает, насколько точно она представлена. У неё были пышные формы, очень круглые груди, но при этом она была очень страстной и спортивной, — рассказывает дочь художника. — Думаю, что встретив её, мой отец в каком-то смысле нашёл свое место, как в некоторых скульптурах, где переплетаются женские и мужские половые органы. Вот почему он так часто изображал её, особенно в скульптуре».
  • Пабло Пикассо, «Натюрморт на столе-пьедестале» (1931). Музей Пикассо в Париже
  • Пабло Пикассо, «Мария-Тереза в красном берете с помпоном» (1937). Частная коллекция
Она особо выделили картину «Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
на столе-пьедестале», которая была написана в 1931 году и сейчас находится в Национальном музее Пикассо в Париже. «Мой отец изобразил изгибы моей матери в виде натюрморта, особенно её грудь в виде фруктов, а также прямые светлые волосы. Эти элементы передают чувства моего отца к ней», — утверждает Майя.

На первых порах рождение Майи, как и роман её отца с Марией-Терезой, было секретом. Через несколько месяцев после её рождения Пикассо закрутил роман с Маар. Дочь отмечает: когда Пикассо разрывался между её матерью и Дорой, он объединил черты обеих своих возлюбленных в портрете «Мария-Тереза в красном берете с помпоном» 1937 года.
Пикассо с Майей (справа) и актрисой Верой Клузо в 1955. Фото: Bettmann / Bettmann Archive
Пикассо с Майей (справа) и актрисой Верой Клузо в 1955. Фото: Bettmann / Bettmann Archive
Пикассо и Майя в Ницце, 1955. Фото: Edward Quinn / Администрация Пикассо
Пикассо и Майя в Ницце, 1955. Фото: Edward Quinn / Администрация Пикассо
Пикассо со своими детьми - Майей, Клодом и Паломой, 1953. Фото: Edward Quinn / Администрация Пикассо
Пикассо со своими детьми - Майей, Клодом и Паломой, 1953. Фото: Edward Quinn / Администрация Пикассо
В один из моментов корриды все трое детей Пикассо положили руки на голову отца. Справа - Жан Кокто. 
В один из моментов корриды все трое детей Пикассо положили руки на голову отца. Справа - Жан Кокто. Фото: Edward Quinn / Администрация Пикассо
«Мой отец… никогда не уставал писать [мою мать], рисовать её, лепить, гравировать. Но на этой картине сочетаются моя мать и Дора Маар. Здесь волосы и глаза моей матери, но нос и цвет лица напоминают Дору, которая вошла в его жизнь в 1936 году, вскоре после моего рождения», — говорит Майя.

Тем не менее, на книгу, вне сомнения, обрушится вал критики за то, что отношения между Марией-Терезой Вальтер и Пикассо изображены в ней в столь позитивном свете. После движения #MeToo отношение Пикассо к женщинам было пересмотрено. В 2018 году Джок Рейнольдс, директор Художественной галереи Йельского университета, охарактеризовал Пикассо как «одного из худших обидчиков XX века в плане его историй с женщинами» и спросил: «Собираемся ли мы убрать его работы из галереи? "
Пабло Пикассо, «Первые шаги» (1943). Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Пабло Пикассо, «Первые шаги» (1943). Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
В своём шоу «Нанетт» на Netflix комедиантка Ханна Гэдсби описала ужас, который испытала, прочитав об отношениях 45-летнего Пикассо и 17-летней Вальтер. «Пикассо сказал: „Это было прекрасно — я был в расцвете сил, она была в расцвете сил“. Я, наверное, прочла это, когда мне было 17. Знаете, как это было жутко?», — сказала актриса.

А редактор Artnet Юлия Гальперина отмечает, что истории об отношениях Пикассо с женщинами «рассказывают, чтобы романтически охарактеризовать одержимого, страстного и трудного художника, чьи бурные отношения были необходимы, чтобы зажечь его творческий огонь».
Пабло Пикассо, «Первый снег (Портрет Майи)», 1938. Музей Пикассо, Париж

В новой книге Майя Пикассо

Пабло Пикассо, «Первый снег (Портрет Майи)», 1938. Музей Пикассо, Париж

В новой книге Майя Пикассо вспоминает, как позировал отцу в возрасте от семи до восемнадцати лет: «Мы могли сидеть за столом, и внезапно у него появлялось желание увековечить выражение лица или позу. Он говорил мне: „Не двигайся!“ — и бросался искать бумагу, карандаши, доску или блокнот».

О своём нежном детском портрете 1938 года «Первый снег» она говорит: «Это был день, когда я сделала свои первые шаги… На мне были маленькие розовые пинетки, которые мой отец хранил всю свою жизнь».

Рекомендуемые художники
По словам Майи, когда отец просил её позировать, «он настаивал, чтобы я не улыбалась». Но она вспоминает «отличное чувство юмора» Пикассо и игрушки, которые он делал для неё во время войны, в том числе «семью маленьких персонажей из ткани и головами из нута».

В 1977 году, через четыре года после смерти Пикассо, Мария-Тереза Вальтер покончила с собой в возрасте 68 лет.

По материалам The Guardian