Существует несколько версий относительно того, зачем даме горностай:
— игра слов: по-гречески горностай — γαλῆ (гале), а изображена на картине, вероятнее всего, Чечилия (Цецилия) Галлерани — любовница герцога миланского Лодовико Сфорца;
— горностай был эмблемой рода Сфорца;
— Цецилия, возможно, изображена беременной, а горностай, скрывающий ее живот, — еще и символ целомудрия и чистоты: заказчик картины, таким образом, дает понять, что не считает позором рождение ребенка вне брака;
— а, может, дело в том, что Цецилия была властной барышней и умела держать своего герцога в руках.
Впрочем, изобретенная Коттом технология — вещь полезная, особенно когда речь идет о работах старых мастеров, к которым прикасаться руками и инструментами опасно: контакт может иметь непоправимые последствия. Мультиспектральный анализ позволяет виртуально очистить картину от наслоений, добраться до самого холста, не подвергая ее опасности. Также это отличный инструмент для аукционистов: технология помогает проверять подлинность.
Тогда же, в 2007-м Котт заговорил и о «Даме с горностаем». Во-первых, он разглядел на ней отпечатки пальцев да Винчи. А это очень важно, потому что долгое время авторство картины было под сомнением (у этого полотна, вообще, нелегкая судьба — например, ему досталось во время Второй мировой). Во-вторых, Котт установил, что фон изначально был не черным, а синим. Ну, и серого взъерошенного горностая он увидел еще тогда. А вот до самой первой версии картины добрался только теперь.
Читайте также:
— Настоящий Ренуар: наука снимает покров тайны
— Реставраторы нашли кита в темной живописи: картина Хендрика ван Антониссена «с прибавлением» — в музее Кембриджа