До 27 апреля еще можно увидеть необычную выставку в Чикагском Институте Искусств, посвященную исследованию всего одной картины, но какой! Знаковое полотно Ренуара «Мадам Леон Клаписсон» (1883) исследовали химики и реставраторы, «дав добро» на цветовое преображение работы. Картина стала ярче, а история реставрации, вместе с шедевром — теперь на специальной выставке.
Картина «Портрет
Мадам Леон Клаписсон» (которую, кстати, сам Ренуар считал лучшей своей работой) стала первой «подозреваемой» благодаря свидетельствам реставраторов: сняв раму, они заметили следы ярко-фиолетовой краски по краям холста. Химический анализ был произведен группой ученых при помощи Рамановского спектроскопа, который около 40 лет назад изобрел нынешний профессор американского Северо-Западного университета Ричард Ван Дюйн. Собственно, Ван Дюйн вместе с реставратором Франческой Касадио и возглавил исследовательскую группу (см. видео).
Изобретение Ван Дюйна позволяет с огромной точностью определить химический состав поверхности. Таким образом исследователи смогли выяснить, какие краски использовал художник: в частности, фон портрета был выполнен ярко-красной краской на основе кармина (изготовляется из сушеных насекомых). Это вещество широко распространено и сегодня, но у него есть один существенный недостаток: краски на основе кармина выцветают под действием воздуха и прямых солнечных лучей.
Очевидно, именно это произошло с полотном Ренуара: никто и не заметил, что пока картина путешествовала по музеям и галереям, она сильно потускнела и сменила цвета и оттенки.
Цифровая реконструкция (слева) и оригинал (справа).
Но группа ученых и реставраторов не ограничилась простой констатацией факта — они подготовили «оригинальный» вид - репродукцию «Портрета Мадам Леон Клаписсон», которую и выставили в Институте Искусств вместе с оригиналом — для сравнения.
Надо сказать, событию уделяется столько внимания из-за того, что с новой техникой «красочность» многих полотен в нынешнем привычном виде может быть пересмотрена. Увы — не все работы Ренуара привезут «на просвет» в Чикаго, но делать скидку на изменение красок многих его картин — придется.
Надо сказать, событию уделяется столько внимания из-за того, что с новой техникой «красочность» многих полотен в нынешнем привычном виде может быть пересмотрена. Увы — не все работы Ренуара привезут «на просвет» в Чикаго, но делать скидку на изменение красок многих его картин — придется.