28 апреля Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге опубликовала результаты научной экспертизы одного из своих главных сокровищ — картины «Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665) Яна Вермеера. Исследовательский проект «Девушка в центре внимания» проходил в течение двух недель в начале 2018 года. Международная группа консерваторов, учёных и исследователей изучала шедевр в специально построенной стеклянной студии посреди музейного зала. Это позволило публике воочию увидеть все этапы работы.
Открытия, сделанные командой, касаются техники Вермеера, его применения пигментов и способа, которым он «выстроил» эту картину, используя различные слои. Результаты проекта, в котором использовались неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски, свидетельствуют, что это гораздо более «личное» произведение, чем считалось ранее.
«Девушка с жемчужной серёжкой», составленная из изображений, полученных в ходе проекта. Источник: mauritshuis. nl
Одним из самых удивительных открытий стало то, что фон картины — это не просто пустое тёмное пространство. Позади своей героини Вермеер изобразил зелёный занавес, который исчез на протяжении веков в результате физических и химических изменений в полупрозрачной краске. С помощью техники эксперты смогли рассмотреть диагональные линии и цветовые вариации, которые указали на складки ткани в верхнем правом углу картины. Второе открытие связано с внешностью самой девушки. Сейчас нам кажется, что у неё нет ресниц, однако исследования также выявили, что Вермеер изобразил крошечные волоски вокруг обоих глаз.
Слева — трёхмерная цифровая микрофотография правого глаза девушки. Справа — исследование показало, что Вермеер изобразил ресницы коричневой краской; кончик ресницы едва виден на обесцвеченном тёмном фоне. Источник: mauritshuis. nl
К сожалению, личность самой девушки так и осталась загадкой.
Исследование также раскрыло некоторые тонкие подробности вермееровской техники. Он начал компоновать картину в разных оттенках коричневого и чёрного. Инфракрасная визуализация продемонстрировала широкие энергичные мазки в нижних слоях, которые находятся под видимой краской. Художник написал контуры девушки тонкими чёрными линиями. Анализ показал, что в процессе Вермеер внёс изменения в композицию — были смещены положение уха, верхней части головного убора и задней части шеи.
Картина «выстраивалась» от фона к переднему плану — написав зеленоватый задник и кожу на лице, художник последовательно изобразил жёлтый жакет, белый воротничок, платок и «жемчужину». Само украшение создано полупрозрачными и непрозрачными прикосновениями белой краски, а крючок для подвешивания его к уху отсутствует.
Ну и, наконец, Вермеер подписал свою работу в верхнем левом углу буквами IVMeer. Кое-где учёные обнаружили тонкие волоски от кисти художника.
Картина «выстраивалась» от фона к переднему плану — написав зеленоватый задник и кожу на лице, художник последовательно изобразил жёлтый жакет, белый воротничок, платок и «жемчужину». Само украшение создано полупрозрачными и непрозрачными прикосновениями белой краски, а крючок для подвешивания его к уху отсутствует.
Ну и, наконец, Вермеер подписал свою работу в верхнем левом углу буквами IVMeer. Кое-где учёные обнаружили тонкие волоски от кисти художника.
Исследователям впервые удалось идентифицировать и точно сопоставить цветовую палитру Вермеера в этой картине: красный (киноварь и кармин, сделанные из кошенили), различные оттенки жёлтого и коричневого (земляные пигменты, так называемый «жёлтый старых мастеров» и жёлтый лак), синий (ультрамарин и индиго), оттенки чёрного (уголь и пигмент из обугленных костей животных). Также Вермеер тщательно отобрал два вида свинцовых белил с различными оптическими свойствами, чтобы добиться тонкой прозрачности и плавного перехода от света к тени на коже девушки.
Слева — картина в видимом свете. В центре — земляные пигменты, содержащие железо. Справа — карта смеси пигментов: красные участки — главным образом, киноварь; зелёные — жёлтая охра, смешанная с киноварью; синие — преимущественно жёлтая охра. Источник: mauritshuis. nl
Глава команды учёных Эбби Вандивере, главный консерватор Маурицхёйса, пишет, что как и большинство голландских художников XVII века, Вермеер использовал масляную краску. Связующей средой стало льняное масло. «Низкая скорость высыхания масляной краски позволила ему смешать цвета и манипулировать краской после нанесения. Чтобы добиться тонкого перехода от света к тени, например, полупрозрачной кожи на краю щеки, Вермеер использовал мягкую сухую кисть, смешивая влажную краску после наложения», — поясняет эксперт.
Вандивере также указывает, что жемчужина, давшая название картине, «может быть и не жемчужина вовсе». «Специалисты по костюмам и ювелирным изделиям считают, что она слишком велика, чтобы быть настоящей. Возможно, Вермеер немного преувеличил её, чтобы сделать фокусной точкой картины», — пишет консерватор.
Вандивере также указывает, что жемчужина, давшая название картине, «может быть и не жемчужина вовсе». «Специалисты по костюмам и ювелирным изделиям считают, что она слишком велика, чтобы быть настоящей. Возможно, Вермеер немного преувеличил её, чтобы сделать фокусной точкой картины», — пишет консерватор.
Сырье для красок прибыло со всего мира — из регионов, которые сегодня входят в состав Мексики и Центральной Америки, из Англии и, возможно, из Азии или Вест-Индии. Вермеер виртуозно использовал высококачественный ультрамарин на платке и жакете. Изготовление этого пигмента из полудрагоценного камня ляпис-лазурь, который добывался на территории нынешнего Афганистана, было сложным и трудоёмким. В те времена этот пигмент был ценнее золота. Одним из открытий нового проекта стало то, что камень, скорее всего, сначала нагревали до высокой температуры, что облегчало его шлифование и давало более интенсивный синий цвет.
Детальнее о результатах исследования можно узнать на сайте «Девушка в центре внимания».
Детальнее о результатах исследования можно узнать на сайте «Девушка в центре внимания».
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс