Крошечный шедевр периода раннего Возрождения, найденный на французской кухне во время уборки дома, принёс на аукционе более 24 миллионов евро. Сцена, названная «Поругание Христа» и приписанная флорентийскому художнику XIII века Чимабуэ, стала самой дорогой картиной Средневековья из когда-либо выставленных на торги.
Панель десятилетиями висела над кухонной плитой в обычном доме 1960-х годов близ Компьена на севере Франции. 90-летняя хозяйка и её семья не обращали никакого внимания на картину, считая, что это просто старая икона
из России. Этим летом она могла оказаться в мусорном ведре во время переезда, если бы её не заметила аукционист Филомена Вольф, которую пригласили оценить мебель.
По словам специалиста, она обратила внимание на картину, как только вошла в дом. «Я сразу подумала, что это произведение итальянского примитивизма, но не представляла, что это был Чимабуэ», — сказала Вольф газете Le Parisien. Она предложила хозяйке отнести панель на экспертизу, полагая, что она может стоить 300−400 тысяч евро.
По словам специалиста, она обратила внимание на картину, как только вошла в дом. «Я сразу подумала, что это произведение итальянского примитивизма, но не представляла, что это был Чимабуэ», — сказала Вольф газете Le Parisien. Она предложила хозяйке отнести панель на экспертизу, полагая, что она может стоить 300−400 тысяч евро.
Поругание Христа
1280, 25.8×20.3 см
Однако неподписанную работу размером 26 на 20 сантиметров предварительно оценили в 4−6 миллионов евро. А после продажи она оказалась в десятке самых дорогих картин старых мастеров — в одном ряду с работами Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембрандта и Рафаэля.
По словам Доменика Ле Коэна, главы регионального аукционного дома Actéon, это единственное произведение Чимабуэ, когда-либо в истории выставлявшееся на торги. Подобное вряд ли случится ещё раз — в мире известно лишь 11 работ мастера, также называемого Ченни ди Пепо, и ни одна из них не подписана. Самая известная из них — это «Распятие» из флорентийской базилики Санта-Кроче. Картина была сильно повреждена наводнением, произошедшем в 1966 году.
По словам Доменика Ле Коэна, главы регионального аукционного дома Actéon, это единственное произведение Чимабуэ, когда-либо в истории выставлявшееся на торги. Подобное вряд ли случится ещё раз — в мире известно лишь 11 работ мастера, также называемого Ченни ди Пепо, и ни одна из них не подписана. Самая известная из них — это «Распятие» из флорентийской базилики Санта-Кроче. Картина была сильно повреждена наводнением, произошедшем в 1966 году.
Эксперты парижской галереи Turquin с помощью инфракрасной рефлектографии подтвердили, что «Поругание Христа» было частью более крупного диптиха, созданного в 1280 году. Тогда Чимабуэ написал восемь сцен Страстей и Распятия Христа, и каждая из пары панелей содержала четыре изображения. Два из них, известные как «Богоматерь с младенцем с двумя ангелами» и «Бичевание Христа», находятся в Национальной галерее в Лондоне и в коллекции Фрика в Нью-Йорке.
Коллекция Фрика приобрела своего Чимабуэ в 1950 году. А «Богоматерь с младенцем» должна была быть выставлена на аукцион Sotheby’s в 2000-м, но её купила Национальная галерея в закрытой сделке примерно за 7,2 миллиона фунтов стерлингов (около 10,8 миллиона долларов). Эта панель также была обнаружена в частном доме в Саффолке, на востоке Англии.
Следы оригинального обрамления, стиль и техника золотого орнамента, а также рисунок червоточин на задней панели Чимабуэ «подтверждают, что эти панели составляют левую сторону одного диптиха», — сказано в заключении Turquin.
Коллекция Фрика приобрела своего Чимабуэ в 1950 году. А «Богоматерь с младенцем» должна была быть выставлена на аукцион Sotheby’s в 2000-м, но её купила Национальная галерея в закрытой сделке примерно за 7,2 миллиона фунтов стерлингов (около 10,8 миллиона долларов). Эта панель также была обнаружена в частном доме в Саффолке, на востоке Англии.
Следы оригинального обрамления, стиль и техника золотого орнамента, а также рисунок червоточин на задней панели Чимабуэ «подтверждают, что эти панели составляют левую сторону одного диптиха», — сказано в заключении Turquin.
Чимабуэ, который был учителем итальянского мастера Джотто, широко считается «отцом» итальянского Ренессанса. Он порвал с византийским стилем, популярным в Средние века, и начал включать элементы движения и перспективы, которые затем стали характерными для западной живописи.
Национальная галерея описывает творчество Чимабуэ как «критический момент в истории искусства», когда итальянские художники, всё ещё находясь под влиянием византийской живописи, начали вносить на свои картины натуралистические формы и трехмерные пространства.
Первым биографом Чимабуэ был Джорджо Вазари, опубликовавший свои чрезвычайно важные «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Автор делает акцент на том, как художник освободился от «жёсткой манеры» византийцев и стал «первым примером возрождения живописи, пока Джотто не превзошёл его известностью».
Национальная галерея описывает творчество Чимабуэ как «критический момент в истории искусства», когда итальянские художники, всё ещё находясь под влиянием византийской живописи, начали вносить на свои картины натуралистические формы и трехмерные пространства.
Первым биографом Чимабуэ был Джорджо Вазари, опубликовавший свои чрезвычайно важные «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Автор делает акцент на том, как художник освободился от «жёсткой манеры» византийцев и стал «первым примером возрождения живописи, пока Джотто не превзошёл его известностью».
По материалам The Guardian и The New York Times