Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Сейчас в Лондоне настоящая битва титанов: одновременно проходят большие выставки английских классиков — Джона Констебла в Музее Виктории и Альберта и Уильяма Тёрнера в галерее«Тейт». А рядом — титаны современного искусства,но уже не местные,а «импортные»: Ансельм Кифер,Зигмар Польке,Герхард Рихтер. Пройдет еще немного времени,и кто-то из этих немцев,почитаемых уже и сейчас,наверняка достигнет статуса и славы английских классиков. Делаем ставки?
Ретроспективу Ансельма Кифера устроили в Королевской академии художеств,где при жизни схлестывались на выставках Констебл и Тёрнер. Диапазон представленного огромен — от студенческb[ опытов до свежайших работ,от фотографий и книг до скульптур и инсталляций,от традиционных в техническом смысле акварелей до арт-объектов с использованием земли и песка,дождя и пепла,бетона и соломы. Время рассмотреть все в деталях имеется: экспозиция будет открыта до 14 декабря. И Кифер заслуживает вашего времени: эксперты в один голос называют его одним из важнейших художников за последние 50 лет. Не исключено,что величайший. Во всяком случае,The Independent в своем ревю формулирует так — пусть и в вопросительной форме: не он ли величайший?
Всю жизнь в центре внимания Кифера,родившегося в 1945-м,под бомбежками Второй мировой, — трагедия Холокоста и ужасы нацизма,за которым присматривать нужно и в мирное время,потому что он,как раковая опухоль,только и ждет момента,чтобы вспыхнуть рецидивом. Кифер исследует германские мифы,ставшие питательной почвой для трагедии. Храбрый,провокационный,парадоксальный,он не боится задавать вопросы о прошлом,настоящем и будущем человечества в своих работах.
А эта работа Кифера посвящена русскому авангардисту Велимиру Хлебникову,а точнее — его теории о том,что знаковые морские сражения происходят каждый 317 лет(то есть в годы кратные этому числу). Две прозрачные стеклянные витрины,увековечившие эту теорию,романтичны и возвышенны,как марины Тёрнера. Зрители,видящие в стекле свои отражения,невольно становятся участниками морских боев.
«Картины Кифера с их толстыми текстурными поверхностями,его скульптуры с их состаренной патиной поверхностью выглядят как объекты археологических раскопок. Именно эта многослойность и используемые материалы позволяют работам Кифера,полным древних тайн и предчувствий,вызывать богатые и сильные эмоции», — скульптор Энн Кристофер о ретроспективе Кифера.
Охочий до экзотических материалов,своим любимым Кифер называет свинец(он делает из него даже книги). Объясняет художник свою привязанность так: «Этот материал единственный достаточно тяжел для того,чтобы выдержать вес человеческой истории». Как тут не вспомнить Горького с его«свинцовыми мерзостями жизни»? Инсталляция слева называется «Язык птиц»(2013). Кроме свинца,в ней использованы дерево и гипс.
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
,фотография,комикс и даже немного литературы в виде смешных подписей(одна из сентенций: «Для того,чтобы огурцы долго сохраняли свежесть,следует покрасить их,будучи „заранее благодарными“») — что только не использовал этот художник — постмодернист в поисках собственного стиля!
Зигмар Польке. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Ли Харви Освальда, 1963.
Зигмар Польке. Подруги, 1966.
Он даже из натурального картофеля делал скульптуры! Одну из них — «Картофельный дом» — этой весной выставили в МоМА в Нью-Йорке(теперь эта выставка и переехала в Лондон) — а картофельные клубни стали пускать ростки: Польке продолжает творить и после своей смерти. За тягу к экспериментам,граничащую с всеядностью,его прозвали алхимиком. Он смешивал невообразимые химические вещества,то добиваясь прозрачного изображения на холсте,то просто наблюдая за тем,к чему приведет схватка нескольких элементов из таблицы Менделеева,для которых он лично организовал арт-дуэль.
В 1986-м на Венецианской биеннале он получил«Золотого льва» за работу,которая меняла цвет в зависимости от влажности,температуры и от того,как много зрителей толпится в выставочном зале. Словом,что касается необычных материалов,используемых в творчестве,Киферу за Польке не угнаться: в арсенале последнего есть,например,сок улиток,метеоритная пыль,уран и мышьяк(да,художник умер от рака).
Поговаривали,некоторые«элементы» он принимал внутрь,стимулируя вдохновение и воображение. А сам он говорил,что создает свои картины,предварительно пообщавшись с мертвыми великими художниками — во время спиритических сеансов.
Лондонская выставка Польке представляет собой не только ретроспективу его творчества,но и дает положительный ответ на вопрос«Жива ли живопись до сих пор?». Да. Только определение этого термина изменилось. Расширилось. Как сознание художника после приема некоторых«элементов».
Герхард Рихтер: живой, замороженный, самый дорогой
«Капиталистический реализм» — так назвали свой стиль,замешанный на соцреализме и поп-арте,Зигмар Польке и Герхард Рихтер — главный герой еще одной лондонской выставки. Творчество этого художника — одного из самых дорогих среди современных и живых — будет представлено с 14 октября по 20 декабря в лондонском отделении Галереи Мэриан Гудман(эта американская арт-диллер в свое время сделала Рихтеру,живущему по сей день в Кёльне,имя и состояние по ту сторону Атлантики).
Он испробовал разные стили: минимализм
О минимализме сейчас чаще всего говорят как об изобразительном и дизайнерском приеме, и даже как о модном образе жизни, при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами. На Netflix даже можно посмотреть документалку об этом аскетичном движении и его апологетах. Но в 1960-х этот термин впервые использовали американские арт-критики, чтобы обозначить новые тенденции в творчестве молодых художников и скульпторов. Читать дальше
,абстракционизм
С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше
,но больше всего его увлекали попытки вписать фотографию(чаще всего новостную) в живопись,перенести ее на холст. На лондонской выставке будут представлены около четырех десятков его свежих работ,созданных за последние 20 лет,а также ключевые ранние произведения. Интересны и представленные техники: например,в экспозиции можно будет увидеть картины,написанные замороженной краской на стекле.