• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

ИЗО и немцы: выставки современных германских классиков в Лондоне – Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Сейчас в Лондоне настоящая битва титанов: одновременно проходят большие выставки английских классиков — Джона Констебла в Музее Виктории и Альберта и Уильяма Тёрнера в галерее «Тейт». А рядом — титаны современного искусства, но уже не местные, а «импортные»: Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер. Пройдет еще немного времени, и кто-то из этих немцев, почитаемых уже и сейчас, наверняка достигнет статуса и славы английских классиков. Делаем ставки?
Ансельм Кифер. Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Ансельм Кифер
1970

«Колосс современного искусства» Ансельм Кифер

Ретроспективу Ансельма Кифера устроили в Королевской академии художеств, где при жизни схлестывались на выставках Констебл и Тёрнер. Диапазон представленного огромен — от студенческb[ опытов до свежайших работ, от фотографий и книг до скульптур и инсталляций, от традиционных в техническом смысле акварелей до арт-объектов с использованием земли и песка, дождя и пепла, бетона и соломы. Время рассмотреть все в деталях имеется: экспозиция будет открыта до 14 декабря. И Кифер заслуживает вашего времени: эксперты в один голос называют его одним из важнейших художников за последние 50 лет. Не исключено, что величайший. Во всяком случае, The Independent в своем ревю формулирует так — пусть и в вопросительной форме: не он ли величайший?
Ансельм Кифер. Ночные порядки
Ночные порядки
Ансельм Кифер
1996
Всю жизнь в центре внимания Кифера, родившегося в 1945-м, под бомбежками Второй мировой, — трагедия Холокоста и ужасы нацизма, за которым присматривать нужно и в мирное время, потому что он, как раковая опухоль, только и ждет момента, чтобы вспыхнуть рецидивом. Кифер исследует германские мифы, ставшие питательной почвой для трагедии. Храбрый, провокационный, парадоксальный, он не боится задавать вопросы о прошлом, настоящем и будущем человечества в своих работах.
А эта работа Кифера посвящена русскому авангардисту Велимиру Хлебникову, а точнее — его теории о том, что знаковые морские сражения происходят каждый 317 лет (то есть в годы кратные этому числу). Две прозрачные стеклянные витрины, увековечившие эту теорию, романтичны и возвышенны, как марины Тёрнера. Зрители, видящие в стекле свои отражения, невольно становятся участниками морских боев.
«Картины Кифера с их толстыми текстурными поверхностями, его скульптуры с их состаренной патиной поверхностью выглядят как объекты археологических раскопок. Именно эта многослойность и используемые материалы позволяют работам Кифера, полным древних тайн и предчувствий, вызывать богатые и сильные эмоции», — скульптор Энн Кристофер о ретроспективе Кифера.
Охочий до экзотических материалов, своим любимым Кифер называет свинец (он делает из него даже книги). Объясняет художник свою привязанность так: «Этот материал единственный достаточно тяжел для того, чтобы выдержать вес человеческой истории». Как тут не вспомнить Горького с его «свинцовыми мерзостями жизни»?
Инсталляция слева называется «Язык птиц» (2013). Кроме свинца, в ней использованы дерево и гипс.
Кстати, подготовиться к встрече с подлинниками Кифера можно, посмотрев вышедший недавно художественный фильм «Ной» режиссера Даррена Аронофски: его визуальные образы во многом вдохновлены работами современного немецкого классика.

«Ненасытный экспериментатор» Зигмар Польке

Зигмар Польке. Без названия
Без названия
Зигмар Польке
1970-е
В галерее «Tate Modern» 9 октября открывается выставка «Алиби: Зигмар Польке, 1963−2010». Почти ровесник Кифера, он умер четыре года назад, 69-летним. Офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
, фотография, комикс и даже немного литературы в виде смешных подписей (одна из сентенций: «Для того, чтобы огурцы долго сохраняли свежесть, следует покрасить их, будучи „заранее благодарными“») — что только не использовал этот художник — постмодернист в поисках собственного стиля!
Зигмар Польке. Портрет Ли Харви Освальда
Зигмар Польке. Подруги
  • Зигмар Польке. Портрет Ли Харви Освальда, 1963.
  • Зигмар Польке. Подруги, 1966.
Он даже из натурального картофеля делал скульптуры! Одну из них — «Картофельный дом» — этой весной выставили в МоМА в Нью-Йорке (теперь эта выставка и переехала в Лондон) — а картофельные клубни стали пускать ростки: Польке продолжает творить и после своей смерти. За тягу к экспериментам, граничащую с всеядностью, его прозвали алхимиком. Он смешивал невообразимые химические вещества, то добиваясь прозрачного изображения на холсте, то просто наблюдая за тем, к чему приведет схватка нескольких элементов из таблицы Менделеева, для которых он лично организовал арт-дуэль.

В 1986-м на Венецианской биеннале он получил «Золотого льва» за работу, которая меняла цвет в зависимости от влажности, температуры и от того, как много зрителей толпится в выставочном зале. Словом, что касается необычных материалов, используемых в творчестве, Киферу за Польке не угнаться: в арсенале последнего есть, например, сок улиток, метеоритная пыль, уран и мышьяк (да, художник умер от рака).

Поговаривали, некоторые «элементы» он принимал внутрь, стимулируя вдохновение и воображение. А сам он говорил, что создает свои картины, предварительно пообщавшись с мертвыми великими художниками — во время спиритических сеансов.
Зигмар Польке. Польке как астронавт
Польке как астронавт
Зигмар Польке
1968
Лондонская выставка Польке представляет собой не только ретроспективу его творчества, но и дает положительный ответ на вопрос «Жива ли живопись до сих пор?». Да. Только определение этого термина изменилось. Расширилось. Как сознание художника после приема некоторых «элементов».

Герхард Рихтер: живой, замороженный, самый дорогой

Герхард Рихтер. Абстрактная живопись
Абстрактная живопись
Герхард Рихтер
2005
«Капиталистический реализм» — так назвали свой стиль, замешанный на соцреализме и поп-арте, Зигмар Польке и Герхард Рихтер — главный герой еще одной лондонской выставки. Творчество этого художника — одного из самых дорогих среди современных и живых — будет представлено с 14 октября по 20 декабря в лондонском отделении Галереи Мэриан Гудман (эта американская арт-диллер в свое время сделала Рихтеру, живущему по сей день в Кёльне, имя и состояние по ту сторону Атлантики).
Он испробовал разные стили: минимализм, абстракционизм, но больше всего его увлекали попытки вписать фотографию (чаще всего новостную) в живопись, перенести ее на холст. На лондонской выставке будут представлены около четырех десятков его свежих работ, созданных за последние 20 лет, а также ключевые ранние произведения. Интересны и представленные техники: например, в экспозиции можно будет увидеть картины, написанные замороженной краской на стекле.
Выставку Рихтера стоит посетить и ради самой галереи: она открылась недавно и расположена на территории старого викторианского склада в Сохо.

Главная иллюстрация в материале: работа с выставки Ансельма Кифера — Heroic Symbol V (Heroisches Sinnbild V), 1970.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон

Рекомендуем почитать

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: