Три картины импрессионистов Камиля Писсарро и Поля Синьяка, однажды похищенные нацистами, впервые будут предложены на публичных торгах Sotheby’s в Лондоне. На аукцион их выставляют наследники французского коллекционера еврейского происхождения Гастона Проспера Леви, получившие работы за последние два года. Два полотна висели в Музее Орсе в Париже, а третья обнаружилась в печально известной коллекции Корнелиуса Гурлитта в Мюнхене.
Гастон Леви — успешный бизнесмен и застройщик, известный меценат и коллекционер, живший в Париже в 1920-х — 1930-х годах. Его великолепная квартира была заполнена книгами и произведениями искусства, которые он приобрёл у таких знаменитых дилеров своего времени, как Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар.
Работы Писсарро и Синьяка в стиле пуантилизм были похищены нацистами после того, как Леви бежал из Парижа в Северную Африку, спасаясь от оккупации во время Второй мировой войны. Его наследники получили полотна из парижского музея в 2018 году, а картину из Германии — в прошлом.
На лондонском аукционе Sotheby’s, который состоится 4 февраля, произведения могут принести в совокупности до 20 миллионов фунтов стерлингов (25 миллионов долларов США).
«Эти работы — свидетельство настойчивых и в конечном итоге триумфальных попыток двух великих художников преодолеть новые границы в искусстве. Каждый дюйм на их полотнах ложится в тщательно скомпонованный калейдоскоп с идеально подобранным цветом», — заявляют представители Sotheby’s.
Работы Писсарро и Синьяка в стиле пуантилизм были похищены нацистами после того, как Леви бежал из Парижа в Северную Африку, спасаясь от оккупации во время Второй мировой войны. Его наследники получили полотна из парижского музея в 2018 году, а картину из Германии — в прошлом.
На лондонском аукционе Sotheby’s, который состоится 4 февраля, произведения могут принести в совокупности до 20 миллионов фунтов стерлингов (25 миллионов долларов США).
«Эти работы — свидетельство настойчивых и в конечном итоге триумфальных попыток двух великих художников преодолеть новые границы в искусстве. Каждый дюйм на их полотнах ложится в тщательно скомпонованный калейдоскоп с идеально подобранным цветом», — заявляют представители Sotheby’s.
Изморозь. Молодая крестьянка разводит огонь
1888, 92.8×92.5 см
Самым дорогим полотном с предварительной оценкой в 8−12 миллионов фунтов станет «Изморозь. Молодая крестьянка разводит огонь» (1888) Камиля Писсарро. Это одна из величайших работ, созданных пуантилистами. Чтобы написать сцену с молодой крестьянкой и ребёнком, разжигающими костёр в поле холодным зимним утром, художнику потребовалось полгода. Каждый его мазок передаёт эффект тепла и холода, сложность света и атмосферы, уникальные оттенки огня, дыма и холодного воздуха.
Гастон Леви покровительствовал пуантилистам, дружил с Синьяком и дал деньги на его проект по написанию французских портов (закрепив за собой первого выбора из каждой подборки акварелей). В коллекции бизнесмена хранились 44 живописных полотна художника. На аукционе будут представлены две картины Синьяка из разных периодов его творчества. Одна из них передаёт серый день в парижском порту, а другая — экзотические прелести стамбульского побережья.
Гастон Леви покровительствовал пуантилистам, дружил с Синьяком и дал деньги на его проект по написанию французских портов (закрепив за собой первого выбора из каждой подборки акварелей). В коллекции бизнесмена хранились 44 живописных полотна художника. На аукционе будут представлены две картины Синьяка из разных периодов его творчества. Одна из них передаёт серый день в парижском порту, а другая — экзотические прелести стамбульского побережья.
Набережная Клиши. Хмурая погода
1887, 46×65.5 см
Картина Синьяка «Набережная Клиши. Хмурая погода» (1887), найденная в «коллекции Гурлитта», продаётся за 600−800 тысяч фунтов стерлингов (до миллиона долларов). Она была похищена из загородного дома Леви близ Парижа, куда он отправил свои сокровища на хранение. Полотно попало в известное собрание немецкого арт-дилера Хильдебранда Гурлитта где-то между 1943-м и 1947 годами. Он завещал картины и рисунки своему сыну-отшельнику, который спрятал их в мюнхенской квартире. «Клад» Корнелиуса Гурлитта из более 1500 произведений был обнаружен в 2012 году. Работа Синьяка была седьмой картиной, которую специалисты идентифицировали как незаконную добычу нацистов. Немецкие власти вернули её наследникам Леви в июле 2019 года.
Пейзаж
«Золотой рог. Утро» (1907) Синьяка изображает парусные корабли, стоящие на якоре в Константинополе (ныне Стамбул) на фоне купола и минаретов Айя-Софии, сияющих на заднем плане. Верхняя оценка полотна составляет 7 миллионов фунтов стерлингов (9 миллионов долларов).
Золотой рог. Утро
1907, 73×92 см
Представитель Sotheby’s Томас Бойд-Боуман сказал в интервью газете Guardian: «Жаль, что Музей Орсе потерял эти картины, но это хороший пример достойного поведения страны. Это правильно, ведь мародёрство и вандализм не должны приносить пользу другим».
По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby’s, artnet. News и Artdaily