войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Брюллов, Хальс, Малевич. Новые повороты в скандальных делах

В 2019 году мы с вами наблюдали ряд скандалов в мире высокого искусства, связанные с выяснением подлинности работ известных мастеров, а также их фактической принадлежностью владельцам. Давайте узнаем, как развиваются (или же к какому финалу пришли) громкие дела о фальшивках русского авангарда, знаменитой картине Брюллова и портрете кисти Франса Халса, признанного поддельным.
Брюллов, Хальс, Малевич. Новые повороты в скандальных делах

Игорь и Ольга Топоровские взяты под стражу по обвинению в мошенничестве

Коллекционеры Игорь и Ольга Топоровские 16 декабря 2019 были взяты под стражу в Бельгии по подозрению в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым. 20 декабря 2019 их арест был продлен. Топоровские находятся в тюрьме Гента. Скандал начался с выставки под названием «Русский модернизм», которая открылась в Музее изящных искусств Гента (MSK Ghent) 20 октября 2017 года. Тогда в постоянную экспозицию музея официально были включены 26 работ русских авангардистов, предоставленных музею на условиях долгосрочной аренды фондом Dielegem коллекционеров российского происхождения Игоря и Ольги Топоровских.
Работа, подписанная как «Казимир Малевич. Дровосеки, 1912». Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Работа, подписанная как «Казимир Малевич. Дровосеки, 1912». Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Инициатором обновления экспозиции стала директор MSK Ghent Катрин де Зегер (куратор Московской Биеннале-2013). Аудит, проведенный по заказу города компанией Ernst and Young в музее, серьезных нарушений не выявил, однако де Зегер пришлось освободить должность директора. В ее поддержку выступили 63 видных деятеля культуры со всего мира, в том числе руководители Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
в Лондоне, парижского Центра Помпиду, Музеев современного искусства в Сиднее и Сеуле и многие другие. Пресс-служба музея тогда прямо заявила — музей не отвечает за подлинность произведений, это ответственность предоставившего картины коллекционера.
Экспозиция выставки «Русский модернизм», 2018. Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Экспозиция выставки «Русский модернизм», 2018. Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Власти Гента продолжают расследование, «зацепившись» за недобросовестно оформленные документы, заключенные бывшим директором Катрин де Зегер и Фондом Дилегем. В частности, имеются несоответствия по срокам начала выставки и датой заключения договора, отсутствуют подписи представителей муниципалитета. В этой связи власти получили повод к возбуждению иска против Фонда и его руководителей Топоровских. Сообщают, что представители следствия сами выбрали картины для экспертизы, а материал для исследования срезали с холстов непосредственно дома у подозреваемых. Адвокаты Топоровских пока не комментируют происходящее, поэтому нет информации, связан ли арест коллекционеров с результатами экспертизы и насколько его продлят власти. Коллекция картин также арестована.
Подпись к работе: «Любовь Попова. Кафе, 1914». Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Подпись к работе: «Любовь Попова. Кафе, 1914». Фотография предоставлена Е. Захаровым.
Напомним, что следствие было инициировано письмом, подписанным арт-дилерами Джеймсом Баттервиком, Алеком Лахманом, Джулианом Бараном и Ингрид Хаттон, а также внучатой племянницей Казимира Малевича — Ивоной Малевич. На выставке «Русский модернизм» были представлены ранее неизвестные широкой публике работы, авторами которых значатся Александра Экстер, Эль Лисицкий, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич и другие звезды русского авангарда. Искусствоведы, подписавшие письмо о подозрительных картинах, критиковали представленную коллекцию, не используя слово «подделка». По их словам, представленные произведения «не имеют выставочной истории, никогда не были воспроизведены в серьезных научных публикациях и не имеют проверяемых отчетов о продажах». Подробности о коллекции авангарда, принадлежащей Топоровским, и ее «происхождении» читайте в нашем материале.

Певзнерам отказали в праве собственности на картину Брюллова

Стали известны подробности многолетней тяжбы коллекционеров Ирины и Александра Певзнеров, граждан Германии, по делу о возврате картины «Христос во гробе» кисти Карла Брюллова. В октябре 2019 по решению судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ владельцам картины было отказано в праве владения. И это несмотря на решение президиума Верховного cуда РФ, который еще летом 2017 года обязал российские власти вернуть картину Брюллова ее законному владельцу. Тогда суд установил, что конфискация имущества может происходить только в течение одного года после вступления в силу судебного решения о возвращении этого имущества. Коллекционер отмечал, что в его случае между судебным решением о возврате имущества и последующим судебным решением Верховного суда РФ о его конфискации прошло почти два года. Тем не менее, картина остается в России и будет, очевидно, по-прежнему храниться в Государственном Русском музее.

Брюллов, Хальс, Малевич. Новые повороты в скандальных делах
Напомним, работа, на которой нет подписи художника, была приобретена Александром Певзнером в 2002 году за 100 тыс. евро. Коллекционер из Германии вложил средства на свой страх и риск в полотно-транспарант «Христос во гробе», приписываемое Карлу Брюллову. Для того, чтобы окончательно атрибутировать произведение, Певзнер в 2003 г. привез картину на экспертизу в Русский музей (у коллекционера имеется объяснение тому, что требовалась экспертиза именно специалистов Русского музея). После того, как музей подтвердил подлинность авторства Карла Брюллова, коллекционера обвинили в «недостоверном декларировании» картины при ввозе ее в Россию, в итоге картину конфисковали. Артхив освещал это громкое дело в новостях (1, 2, 3, 4). «Вещественное доказательство» осталось на хранении в Русском музее, а его владелец начал судебные разбирательства по возврату своей собственности. Дело получило международный резонанс, и, несмотря на решение суда, пока неясно, окончательно ли в нем поставлена точка.
Карл Брюллов. «Христос во гробе»
Карл Брюллов. «Христос во гробе»

Сотбис отсудил половину суммы, уплаченной за поддельного Халса

Sotheby’s смог вернуть себе половину компенсации, выплаченной покупателю поддельной картины Франса Хальса — лондонская инвестиционная компания Fairlight Art Ventures выплатит аукционерам $5,375 млн с процентами и прочими издержками. Выплаты были одобрены коммерческим судом, который 11 декабря 2019 принял решение о равных обязательствах Fairlight Art Ventures и Sotheby’s. Напомним, что речь идет о компенсации средств за картину якобы кисти Франса Хальса, которую после продажи на аукционе вскоре объявили подделкой. Fairlight Art Ventures — компания, которая являлась совладельцем картины совместно с компанией Weiss, Mark Weiss Ltd.
Фото: «Портрет Джентельмена», Франс Халс. Фото: Wikimedia Commons
Фото: «Портрет Джентельмена», Франс Халс. Фото: Wikimedia Commons
Напомним, что дело о нашумевшей подделке картины Халса — один из самых громких скандалов о фейках на современном высоком рынке искусства. История началась еще в 2011 году, когда картина «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
джентльмена», принадлежавшая, как считалось, перу голландского живописца Франса Халса, была продана на аукционе Sotheby’s за $10,7 млн. Обман вскрылся лишь в 2016 году. Сделка была аннулирована, аукционисты вернули покупателю Ричарду Хедрину полную сумму. Тщательная техническая экспертиза подтвердила наличие в материалах картины современных пигментов.

Как дела у "Ивана Грозного"?

В Третьякоской галерее продолжаются реставрационные работы по восстановлению картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», больше известную под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Напомним читателям: 25 мая 2018 в Государственной Третьяковской галерее посетитель разбил стекло на картине. Используя металлический столбик ограждения, мужчина нанес повреждения самому полотну. За этот варварский поступок, совершенный под действием паров алкоголя, Игорь Подпорин получил два с половиной года колонии общего режима.
Третьяковская галерея же получила трудную работу по реставрации знаменитого полотна, получившего повреждение в трех местах. На сегодняшний день уже проведен химический анализ нитей холста, пигментов и грунта, картину изучили в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, сделали рентген. Специалисты сравнили техники и технологии создания других картин Ильи Репина для подбора аналогий. Специально для этого большого полотна (размер картины 2 м x 2,54м) создан уникальный стол-трансформер, на котором оно сейчас лежит оборотной стороной вверх, зафиксированное магнитами.
Рекомендуемые выставки и показы
Уже несколько раз полотно навещали западные эксперты-реставраторы из Нидерландов, Дании, Великобритании и Италии, с которыми постоянно консультируется Третьяковская галерея. Как рассказал заведующий отделом комплексных исследований ГТГ Юлиан Халтурин, слабая связь красочного слоя и основы была отмечена еще в 1934 году, с тех пор состояние картины постоянно контролируется. Именно из-за этой хрупкости картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи — исключением стала эвакуация 1941 года, но и тогда полотно не сматывали на вал, а везли между двух щитов. На сегодня специалисты уже убрали дублировочный холст и теперь решают проблемы удаления старого клея с оригинального холста. Картину предстоит продублировать заново, это один из самых сложных процессов в реставрации. Средства на восстановление есть — расходы по спасению шедевра вызвался покрыть «Сбербанк». Реставраторы осторожны в оценках окончания работ, хотя прежде сообщалось, что картина вернется к зрителям уже в 2020 году.
Подготовлено по материалам изданий theartnewspaper.ru и tvkultura.ru