войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Из тени Вермеера. Первая ретроспектива Питера де Хоха проходит в Дельфте

В XVIII-XIXвеках картины Питера де Хоха ценились выше, чем работы Яна Вермеера. Подпись первого даже иногда ставили на произведения второго, чтобы поднять их стоимость. Однако после «переоткрытия» Вермеера в 1860-х годах популярность Питера де Хоха заметно снизилась, и теперь ему вновь приходится завоёвывать широкого зрителя. Музей Принсенхоф в Дельфте решил внести свою лепту в укрепление известности нидерландского мастера и организовал его первую ретроспективу под названием «Питер де Хох. Из тени Вермеера».
Из тени Вермеера. Первая ретроспектива Питера де Хоха проходит в Дельфте
Выставка посвящена картинам, которые Питер де Хох создал в Дельфте примерно с 1652-го по 1660 годы. «Его самые красивые дворы и интерьеры возвращаются в город, где они были написаны почти 400 лет назад», — подчёркивают кураторы.
Питер де Хох, «Дворик в Дельфте» (1658). Национальная галерея, Лондон

Некоторые из 30-ти шедевров,

Питер де Хох, «Дворик в Дельфте» (1658). Национальная галерея, Лондон

Некоторые из 30-ти шедевров, одолженных у ведущих европейских и американских музеев, демонстрируются в Нидерландах впервые. Например, это «Дворик в Дельфте» из Национальной галереи в Лондоне — одна из нескольких подписанных и датированных работ в наследии художника. Он создал её на пике творчества, в 1658 году — приблизительно за три года до переезда в Амстердам.

Экспонаты предоставили такие учреждения, как музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Кунстхаус в Цюрихе, галерея Маурицхёйс в Гааге, музей Бойманса — Ван Бёнингена в Роттердаме, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и, конечно же амстердамский Рейксмузеум, который владеет одним из крупнейших собраний картин де Хоха.

Исключительно важный шедевр прислала британская Королевская коллекция — это «Игроки в карты в солнечной комнате». Картина относится именно к тому важнейшему моменту истории, когда её автор и Ян Вермеер работали в Дельфте, развивая свой особый стиль.
Несмотря на отсутствие документов о связи двух художников, нет сомнений, что они знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны, и у них одновременно произошли изменения в стиле: Вермеер отказался от библейских и мифологических композиций в пользу бытового жанра и городских пейзажей, а де Хох, который в родном Роттердаме специализировался на сценах в казармах или тавернах, в Дельфте стал интересоваться интерьерами и внутренними дворами. Главными в его картинах — таких, как «Игроки в карты…» — стали солнечный свет и перспектива.
Долгое время предполагалось, что более утончённый Ян Вермеер влиял на Питера де Хоха, чьи мазки часто называли «неэлегантными», а человеческие фигуры сравнивали с деревянными куклами. Но датированные работы вроде «Игроков в карты» свидетельствуют, что именно де Хох вырвался вперёд и вёл за собой коллегу. Его работы высоко ценились коллекционерами — в том числе и венценосными. Например, в 1819 году в описи Карлтон-хауса — резиденции будущего короля Георга IV — значились две атрибутированные и дорогостоящие картины де Хоха. Одной из них были «Игроки…», оценённые в 700 гиней.
  • Питер де Хох, «Мужчина читает женщине письмо» (1676). Коллекция Кремера, Нидерланды
  • Питер де Хох, «Голландский двор» (1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон
«…Де Хоху приписывают едва ли не единоличное изобретение одного из самых популярных мотивов жанровой живописи — сцен в частных городских двориках…», — очерк о художнике в Артхиве.
Картины Питера де Хоха характеризуются атмосферой спокойствия, простора и лёгкости. Этот эффект достигается благодаря сложным перспективам, сочетанию цветов и виртуозным экспериментам со светом. Всё это также существенные элементы творчества Яна Вермеера. И хотя теперь последний кажется нам более новаторским, стоит признать, что на протяжении всей своей карьеры он черпал вдохновение в работах коллег. Его собственная гениальность заключалась в способности превзойти эти источники, благодаря особому чувству композиции и умению придать особое настроение как историческим, так и жанровым полотнам.
Эксперты, которые «заглянули под кожу» десяти картин Питера де Хоха во время обширных исследований, предварявших выставку, сделали ряд удивительных открытий. Оказалось, что мастер часто вносил изменения в фигуры на своих работах в поисках идеальной композиции. Например, в жанровой сцене «Материнские обязанности» (другое название «Мать ищет вшей в волосах ребёнка») перед кроватью изначально была изображена другая пара — мужчина и женщина. Эти персонажи соответствуют тем, что де Хох писал во время проживания в Дельфте, в то время как комната — картинам, которые он сделал в Амстердаме. Так что «Материнские обязанности» можно считать своеобразным «мостом» между дельфтским и амстердамским периодами художника.
  • Питер де Хох, «Материнские обязанности» (1660). Рейксмузеум, Амстердам
  • Первоначальные фигуры под красочным слоем картины «Материнские обязанности». Источник: rijksmuseum.nl
Исследование также подтвердило, что именно в Дельфте между 1655 и 1658 годами Питер де Хох развивал свою технику и стиль. В то время для достижения идеальной перспективы многие художники использовали одну булавку с нитками, которая крепилась в исчезающей точке горизонта. А вот в некоторых холстах де Хоха эксперты обнаружили по два прокола от таких приспособлений. Все подобные композиции были созданы до 1658 года, и свидетельствует о том, что к тому времени живописец овладел центральной перспективой.
Прокол от булавки на холсте Питера де Хоха. Источник: rijksmuseum. nl
Прокол от булавки на холсте Питера де Хоха. Источник: rijksmuseum. nl
И если стилистические приёмы в картинах Вермеера более-менее правдоподобно объясняются использованием камеры-обскуры, но в творчестве де Хоха ничто не намекает на применение оптических устройств или даже на интерес к ним. Мало того, автор полного каталога-резоне художника Питер Саттон считает, что де Хохне изображал не только реально существующие места. Его работы в значительной степени являются плодом воображения и умения выстраивать композицию из фрагментов настоящих интерьеров и пейзажей.

Что касается цветовой палитры, эксперты пришли к выводу, что у де Хоха она во многом идентична палитре других голландских художников XVII века. Поразительно то, как часто он использовал дорогостоящий ультрамарин, чей пигмент получался из полудрагоценного камня ляпис-лазури. Эта недешёвая краска присутствует на полотнах не только в ярко-синих фрагментах: художник смешивал её с другими пигментами, например, с жёлтым — для изображения зелёной листвы.
Реставраторы также открыли, что де Хох использовал цвета грунта в качестве тени или полутона и минимально накладывал краски для создания особых эффектов. Особенно ярко использование грунта проявляется в картине «Компания во внутреннем дворе» (ок. 1663−1665). Де Хох — настоящий сын каменщика — в буквальном смысле построил дом, обозначая кирпичик за кирпичикомнебольшими мазками красной краски и оставляя между ними просветы грунта для обозначения раствора.
Питер де Хох. Компания во внутреннем дворе
Питер де Хох. Мать у колыбели
Питер де Хох. Солдаты играют в карты
Питер де Хох. Спальня
Питер де Хох. Горничная с ведром во дворе
Питер де Хох. Женщина с ребенком в кладовой
Фрагмент картины «Компания во внутреннем дворе». Источник: rijksmuseum.nl
Фрагмент картины «Компания во внутреннем дворе». Источник: rijksmuseum.nl
Рекомендуемые выставки и показы
«Этой осенью мы наконец-то предложили Питеру де Хоху ту сцену, которой он заслуживает, и показываем самые красивые работы, которые он создал в Дельфте. Для посетителей это уникальная возможность всесторонне изучить его стиль и визуальный язык. Никогда прежде такое множество шедевров де Хоха не возвращалось в „его“ город»,-говорит Янель Моерман, директор музея Принсенхоф.

Выставка «Питер де Хох. Из тени Вермеера» в дельфтском музее Присенхоф продлится до 16 февраля 2020 года.

По материалам официальных сайтов музея Присенхоф и Рейксмузеума, а также ряда других источников