войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Софонисба и Лавиния: художницы-пионеры Возрождения представлены в Прадо

Две самые успешные художницы эпохи Ренессанса — Софонисба Ангвиссола и Лавиния Фонтана — находятся в центре внимания музея Прадо в Мадриде. Обе были первопроходцами и достигли высокого положения благодаря своему мастерству. Одна создала свой стиль, которому многие стремились подражать, а другая стала первой женщиной, открывшей собственную мастерскую.
Софонисба и Лавиния: художницы-пионеры Возрождения представлены в Прадо
Софонисба Ангвиссола и Лавиния Фонтана обучались в Кремоне и Болонье соответственно. Эти два географически близких художественных центра характеризуются своими особыми социальными и культурными традициями. Художницы происходили из разных социальных кругов, но в обоих случаях их отцы сыграли ведущие роли в формировании их карьер. Обе смогли преодолеть стереотипы, которые общество сформировало относительно женщин в живописи, а также глубоко укоренившийся скептицизм в отношении их творческих и художественных способностей.
Софонисба Ангвиссола, «Автопортрет у мольберта» (1557). Замок Любомирских, Ланьцут 

Софонисба Ангви

Софонисба Ангвиссола, «Автопортрет у мольберта» (1557). Замок Любомирских, Ланьцут

Софонисба Ангвиссола (1532 — 1625) была одной из шести дочерей мелкого дворянина из Кремоны. Её отец поощрял интерес дочери к живописи, считая его частью гуманитарного образования, подходящего молодёжи. Софонисба сосредоточилась на портретах, а её успех, аристократическое происхождение и репутация добродетельной женщины проложили ей путь к испанскому королевскому двору. Там она заняла должность фрейлины королевы Елизаветы (Изабеллы) де Валуа, третьей жены короля Филиппа II, хотя на самом деле стала придворной художницей.

Она выполнила портреты почти всех членов королевской семьи (ни один из которых не подписан), а оплату получала дорогими тканями и драгоценными камнями. Картины, приписанные Ангвиссоле, показывают, как она адаптировала своё творчество к традициям испанского придворного портрета.

В период обучения и на заре карьеры Софонисба Ангвиссола писала многочисленные погрудные или поясные автопортреты (она делала это чаще, чем любая другая женщина, известная до этого времени). В них отражены женские идеалы той эпохи: благоразумие, скромность и рассудительность.

Благодаря дипломатии её отца, эти автопортреты стали «рекомендательными письмами» и предметами коллекционирования, которые распространили славу об Ангвиссоле как о женщине-живописце. В результате сформировалась легенда, которой стремились подражать другие женщины, в первую очередь — Лавиния Фонтана. В своём автопортрете от 1577 года она использовала модель Ангвиссолы, чтобы подчеркнуть тот же статус образованной женщины и художницы.
Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим

Ранние

Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим

Ранние годы Лавинии Фонтаны (1552 — 1614) сопоставимы с аналогичным периодом многих художниц. Она была дочерью Просперо Фонтаны, популярного болонского живописца, у которого училась и работала. Болонья была благополучным городом, и этим объясняется выдающаяся роль женщин в его культурной, религиозной, социальной и художественной жизни. Лавиния стала первой художницей, открывшей собственную мастерскую, и её карьера распространилась на Флоренцию и Рим. В Вечный город она переехала к концу своей жизни по приглашению папы Климента VIII.

До своего приезда в Испанию Софонисба Ангиссола писала портреты знаменитостей своего времени, находясь под явным воздействием венецианцев и ломбардов. На всех полотнах натурщики изображены сидящими — за исключением юного Массимилиано Стампы, чей образ заявляет о его новом статусе маркиза Сончино. В картине видно влияние Джованни Баттисты Морони.
Лавиния Фонтана избрала тот же подход 20 лет спустя, портретируя художников, юристов, врачей, гуманистов и священнослужителей. Интеллектуалы, которых обе художницы изображали за письменными столами, зачастую с красноречивыми жестами и живыми взглядами, отражают фундаментальную концепцию того периода: моральный и гражданский авторитет эти люди получили благодаря знаниям и преданности делу.

Фонтане охотно позировали женщины, чьи претензии на изысканность и роскошь она виртуозно передавала в своих работах через богатство одеяний, текстуры тканей, яркость драгоценных камней и изысканность кружев. Художница также включала портреты детей ведущих семей Болоньи в религиозные композиции в частных часовнях.
  • Лавиния Фонтана, «Не прикасайся ко мне» (1581). Галерея Уффици, Флоренция
  • Лавиния Фонтана, «Марс и Венера» (1600 - 1610). Фонд Каса де Альба, Мадрид
Куратор выставки Летиция Руис говорит, что показ также ломает клише о том, что женщины писали только небольшие портреты и религиозные работы. В экспозиции представлены масштабные алтари и мифологические ню Фонтаны. Она была первой художницей, которая взялась за изображение обнажённой натуры — темы, запрещённой для женщин. Расположение фигур в её композициях выходят за рамки стандартного мифологического описания. А драгоценные камни, завесы и прозрачные ткани, которые усиливают и привлекают внимание к чувственности тел, ясно демонстрируют способность Фонтаны к инновациям.

Выставка «Повесть о двух художницах. Софонисба Анвуиссола и Лавиния Фонтана» в музее Прадо продлится до 2 февраля 2020 года.

По материалам официального сайта музея Прадо в Мадриде и The Art Newspaper