Софонисба Ангвиссола, «Автопортрет у мольберта» (1557). Замок Любомирских, Ланьцут
Софонисба Ангвиссола (1532 — 1625) была одной из шести дочерей мелкого дворянина из Кремоны. Её отец поощрял интерес дочери к живописи, считая его частью гуманитарного образования, подходящего молодёжи. Софонисба сосредоточилась на портретах, а её успех, аристократическое происхождение и репутация добродетельной женщины проложили ей путь к испанскому королевскому двору. Там она заняла должность фрейлины королевы Елизаветы (Изабеллы) де Валуа, третьей жены короля Филиппа II, хотя на самом деле стала придворной художницей.
Она выполнила портреты почти всех членов королевской семьи (ни один из которых не подписан), а оплату получала дорогими тканями и драгоценными камнями. Картины, приписанные Ангвиссоле, показывают, как она адаптировала своё творчество к традициям испанского придворного портрета.
Благодаря дипломатии её отца, эти автопортреты стали «рекомендательными письмами» и предметами коллекционирования, которые распространили славу об Ангвиссоле как о женщине-живописце. В результате сформировалась легенда, которой стремились подражать другие женщины, в первую очередь — Лавиния Фонтана. В своём автопортрете от 1577 года она использовала модель Ангвиссолы, чтобы подчеркнуть тот же статус образованной женщины и художницы.
Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим
Ранние годы Лавинии Фонтаны (1552 — 1614) сопоставимы с аналогичным периодом многих художниц. Она была дочерью Просперо Фонтаны, популярного болонского живописца, у которого училась и работала. Болонья была благополучным городом, и этим объясняется выдающаяся роль женщин в его культурной, религиозной, социальной и художественной жизни. Лавиния стала первой художницей, открывшей собственную мастерскую, и её карьера распространилась на Флоренцию и Рим. В Вечный город она переехала к концу своей жизни по приглашению папы Климента VIII.
Фонтане охотно позировали женщины, чьи претензии на изысканность и роскошь она виртуозно передавала в своих работах через богатство одеяний, текстуры тканей, яркость драгоценных камней и изысканность кружев. Художница также включала портреты детей ведущих семей Болоньи в религиозные композиции в частных часовнях.
Выставка «Повесть о двух художницах. Софонисба Анвуиссола и Лавиния Фонтана» в музее Прадо продлится до 2 февраля 2020 года.