Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Если вы — не эксперт в истории искусств,то,скорее всего,очень мало знаете о художнике и скульпторе флорентийского Ренессанса Андреа дель Верроккьо. Но наверняка вам известно о его величайшем ученике — Леонардо да Винчи. И хотя звёздный студент затмил своего мастера в историческом каноне,Верроккьо считается одним из самых влиятельных художников своего поколения. Его технический и концептуальный вклад в искусство проложил путь для Высокого Ренессанса в начале XVI века.
Кураторы Национальной галереи в Вашингтоне утверждают,что Андреа дель Верроккьо получает меньше внимания,чем заслуживает. И потому впервые в истории крупный обзор его работ представлен в США. Выставка«Верроккьо. Флорентийский скульптор и художник Возрождения» объединяет более 50 произведений,включая рисунки,скульптуры и картины. Зрители получили реальную возможность оценить,каким он был человеком в свою эпоху.
Для нас же это — хороший повод ближе взглянуть на самые знаменитые шедевры флорентийца,который был одним из первых крупных междисциплинарных мастеров и много внимания уделял взаимообогащению искусств.
Андреа ди Микеле Чони,известный нам под именем Андреа дель Верроккьо,родился во Флоренции примерно в 1435 году. Сначала он выучился на ювелира,но затем занялся живописью и скульптурой,вероятно,обучаясь в мастерской Фра Филиппо Липпи. К своему 30-летию Верроккьо был признанным мастером первого ранга и получил ряд крупных заказов от семьи Медичи,которая управляла культурной и политической жизнью Флоренции.
Художник также содержал собственную мастерскую,где его учениками были Лоренцо ди Креди, Пьетро Перуджино, вероятно,Сандро Боттичелли, а также Леонардо да Винчи. Последний,как считается,работал и жил с Верроккьо с юного возраста и до своего 26-летия. Все они унаследовали от учителя дух исследования и экспериментирования. Один флорентийский гуманист в начале 1500-х годов отметил: «Всё хорошее,что было у этих художников,почёрпнуто из источника Верроккьо».
Андреа дель Верроккьо и мастерская,«Крещение Христа»(фрагмент), ок. 1475. Галерея Уффици,Флоренция
Леонардо да Винчи,помимо прочего,помогал мастеру в написании панели«Крещение Христа». Сначала Верроккьо разработал общую сцену и выполнил фигуру Иоанна Крестителя,окропляющего Иисуса водой из реки Иордан. Он также начал центральную фигуру Христа и,вероятно,написал ангела со сложенными руками.
Однако в какой-то момент художник прекратил работу над картиной,оставив её завершение как минимум двум помощникам. Один из них — неизвестный нам — закончил голубя,руки Бога-Отца и золотые лучи. Второй — подающий надежды гений Леонардо — отвечал за ангела в левом углу и фрагменты пейзажа на заднем плане(об этом мы знаем из упоминания биографа Джорджо Вазари).
И если Верроккьо использовал темперу(то есть пигменты,смешанные с водой и яичным желтком), то Леонардо написал ангела маслом. Он придал фигуре необычную живость и выражение блаженного обожания,тщательно прописал тонкие золотые волосы,складки парчи на рукавах и воротник с жемчужным отливом. Долина с текущей водой и далёкими горами демонстрирует,что молодой художник хорошо понимал ритмы природы.
Судя по всему,Леонардо и Перуджино помогали Верроккьо в работе над ещё одной религиозной картиной — «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Руку учителя можно увидеть в следующих элементах картины: плаще,перекинутом через плечо ангела справа,в зелёной с золотом парчовой подкладке мантии Марии и в двух прекрасных драгоценных брошах. Лицо Богородицы и другие фрагменты ангела справа,вероятно,завершил Перуджино,а Леонардо достался благоговейный ангел слева,изящно держащий лилию,и пейзаж на фоне.
Третья известная картина Верроккьо,к которой приложил руку Леонардо да Винчи, — это иллюстрация к библейской легенде о слепом Товите,пославшим сына Товию забрать долг. По совету своего спутника,архангела Рафаила,юноша извлёк из пойманной по дороге рыбы сердце,печень и желчь,чтобы излечить отца. В скульптурности фигур и роскошных деталях одежд раскрывается гений Верроккьо,а его молодой ученик,возможно,написал рыбу на верёвочке в руке Товии и маленькую собаку у ног ангела.
Рассказ о влиянии Верроккьо на учеников будет неполным без упоминания«Портрета Джиневры де Бенчи», который Леонардо да Винчи,вероятно,создал,ещё будучи учеником. Эта панель,обрезанная по нижнему краю,первоначально,скорее всего,изображала модель почти на уровне талии. В руках женщина деликатно держала веточку цветов. Источником этой инновационной композиции — беспрецедентной для изображения женщин во Флоренции в ту эпоху — были мраморные бюсты Верроккьо. Его«Дама с букетом цветов» того же периода изображает молодую женщину со скрещёнными руками,прижимающую к груди маленький букет.
Цифровая реконструкция «Портрета Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. Источник: Национальная галерея искусств, Вашингтон
Андреа дель Верроккьо, «Женщина с букетом цветов» (ок. 1480). Национальный музей Барджелло, Флоренция
Верроккьо известен не только своими живописными шедеврами,но и — в первую очередь — скульптурами. Среди них — бронзовый путти с дельфином(ок. 1465/1480), первоначально украшавший фонтан на вилле Медичи близ Флоренции. Это — радостный крылатый обнажённый младенец,балансирующий на одной ноге с дельфином в руках. Он напоминает древнюю бронзовую скульптуру Эроса,младенца-бога любви,и считается первой работой эпохи Возрождения,одинаково красивой со всех сторон для обходящего её зрителя.
Андреа дель Верроккьо, «Путти с дельфином» (1470-е). Палаццо Веккьо, Флоренция
Андреа дель Верроккьо, «Путти, стоящий на глобусе» (ок. 1480). Национальная галерея искусства, Вашингтон
Давид — библейский герой и будущий царь Израиля,одержавший победу над гигантом из армии тирана, — воспринимался флорентийцами как символ свободы и доброго правителя. Бронзовая статуя Верроккьо представляет его как элегантного юношу,триумфально возвышающегося над головой поверженного Голиафа. В одной руке у него меч врага,вторая уверенным жестом упирается в бедро. Скульптуру заказали мастеру члены семьи Медичи,которые в 1476 году продали её в Палаццо делла Синьория — резиденцию правительства в центре Флоренции.
Андреа дель Верроккьо, «Давид с головой Голиафа» (ок. 1465). Национальный музей Барджелло, Флоренция
Донателло, «Давид» (1435/1440). Национальный музей Барджелло, Флоренция
Напрашивается сравнение Давида Верроккьо с более ранней скульптурой другого известного художника — Донателло,создавшего первую со времён античности монументальную бронзовую статую. Он представил своего героя обнажённым и погружённым в себя. А юноша Верроккьо явно обращён к зрителю и носит роскошный прилегающий к телу жилет с позолоченным орнаментом,свидетельствующем о мастерстве Верроккьо-ювелира. Возможно,это одна из ранних скульптур мастера,отлитых из бронзы.
Андреа дель Верроккьо,«Христос и святой Фома»(фрагмент), 1467−1483. Музей Орсанмикеле,Флоренция
Ещё один шедевр Верроккьо — массивная бронзовая группа«Христос и святой Фома» для фасадной ниши городского зернохранилища и храма Орсанмикеле во Флоренции. Это иллюстрация к эпизоду из Библии,когда Иисус после воскресения предлагает апостолу коснуться его ран,чтобы тот уверовал. Монументальный Христос поднимает руку в благословении и обнажает рану на груди,а недоверчивый апостол нерешительно протягивает к ней пальцы. Изящная хореография Верроккьо позволяет обеим фигурам поместиться в ограниченном пространстве.
Художник работал над ансамблем 16 лет — и постоянно ставил перед собой новые задачи,придумывая более глубокие и замысловатые складки драпировки,всё более сложные детали. После открытия скульптуры в 1483 году горожане назвали её «самой красивой работой» и «самой красивой головой Христа» из когда-либо созданных.
Единственное сохранившееся произведение Верроккьо в серебре — это рельефная панель алтаря,посвящённая Иоанну Крестителю,святому покровителю Флоренции. Фон выполнен в технике repoussé, то есть формы были выбиты вовне с обратной стороны листа. Фигуры созданы отдельно и прикреплены к поверхности. Прежде чем отлить их в серебре,скульптор экспериментировал с терракотовыми моделями. Для фигуры палача с мечом ему,вероятно,позировал подмастерье — и поэтому он обнажён и держит смятую тряпку,а в готовом рельефе носит набедренную повязку и размахивает мечом. Глиняный вариант — это редкий сохранившийся пример подготовительной модели в итальянской скульптуре XV века.
Андреа дель Верроккьо, терракотовая модель палача для «Алтаря Иоанна Крестителя» (ок. 1480). Частная коллекция
Андреа дель Верроккьо, фрагмент «Алтаря Иоанна Крестителя», палач с мечом. Музей Опера-дель-Дуомо, Флоренция
Возникает вопрос: почему при таком явном влиянии на искусство Ренессанса Верроккьо не упоминается наравне с Леонардо да Винчи,Микеланджело, Рафаэлем или Донателло?
Куратор выставки«Верроккьо. Флорентийский скульптор и художник Возрождения» Эндрю Баттерфилд убеждён,что за это несёт ответственность Джорджио Вазари — итальянский философ,долгое время считавшийся«крёстным отцом» истории искусств,чей взгляд по-прежнему определяет канон Ренессанса.
«Вазари назначил определённых художников героями поколения,и,чтобы повысить их значимость,часто преуменьшал достижения других», — говорит Баттерфилд. По его словам,в последние десятилетия учёные,исследующие период Возрождения,«с большой осторожностью» стали использовать«Жизнеописания прославленных живописцев,скульпторов и архитекторов» Вазари — самый важный источник по истории Ренессанса.