Анри де Тулуз-Лотрек, согласно распространённому мнению, был поклонником и завсегдатаем кабаре и борделей, а свою распутную жизнь и своё окружение изображал стремительно и карикатурно. Большой дворец (Гран-Пале) в Париже решил отойти от этой застарелой легенды и вместо этого сосредоточиться на работах художника, его амбициях, его значении и его бесконечной открытости миру, который он страстно изучал и воспевал.
Выставка «Тулуз-Лотрек» начинает свою работу 9 октября 2019 года. Она объединит около 200 работ и станет первой с 1992 года французской ретроспективой художника. Кураторы намерены представить его как экспрессивного реалиста — язвительного и понимающего — в стиле Оноре Домье, Эдуара Мане и Эдгара Дега.
Уже в 17 лет юный отпрыск аристократического рода Анри де Тулуз-Лотрек заявил о своём намерении изображать «реальный, а не идеальный» мир, после чего начал преобразовывать свой энергичный натурализм в резкий и едкий стиль под влиянием японских гравюр, фотографии и импрессионистов. Воодушевлённый быстрыми темпами и новыми изобретениями современного мира, художник изображал движение с почти кинематографическим качеством. Выставка, объединяющая живопись, литературу и новые технологии, проникает в саму суть мировоззрения этого пионера XX века.
Уже в 17 лет юный отпрыск аристократического рода Анри де Тулуз-Лотрек заявил о своём намерении изображать «реальный, а не идеальный» мир, после чего начал преобразовывать свой энергичный натурализм в резкий и едкий стиль под влиянием японских гравюр, фотографии и импрессионистов. Воодушевлённый быстрыми темпами и новыми изобретениями современного мира, художник изображал движение с почти кинематографическим качеством. Выставка, объединяющая живопись, литературу и новые технологии, проникает в саму суть мировоззрения этого пионера XX века.
В салоне Дивас
1893, 33×47.4 см
Тулуз-Лотрек очень рано стал поклонником фотографии, которая позволяла ему рисовать мир вокруг и самого себя так, как это диктовало его бурное воображение. Художник XIX века, как никакой другой он общался с фотографами — любителями или профессионалами — продвигал их и изучал эффекты фотографии в поисках новых способов передачи движения. Его искусство было столь же неудержимо, как и жизнь, которую он интерпретировал с энергией и остроумием. И когда оно соприкоснулось с новой технологией (а после этого — с кино), результат получился ошеломительным.
За последние два с половиной десятилетия многие выставки исследовали связи творчества Тулуз-Лотрека с «культурой Монмартра», в которой он был бы одновременно летописцем и современником. Этот социологический подход, удовлетворившись рассказом об ожиданиях и тревогах того времени, нивелировал художественные достижения Лотрека. Между тем он никогда не был обвинителем городских пороков и непристойных богачей.
Учитывая его происхождение, образование и жизненный выбор, можно сказать, что художник, скорее, хотел быть дерзким и комичным переводчиком, понимающим потребности и свободы, которые подвергались осуждению в его время — и настолько ценятся сегодня.
В конце 1886 года Лотрек опубликовал несколько рисунков в прессе и тем самым объявил о своей будущей связи с плакатами, гравюрами и иллюстрированными книгами. Он принадлежал к «мелкому бульвару», группе импрессионистов, в смелом стиле изображавших быт рабочего класса.
Учитывая его происхождение, образование и жизненный выбор, можно сказать, что художник, скорее, хотел быть дерзким и комичным переводчиком, понимающим потребности и свободы, которые подвергались осуждению в его время — и настолько ценятся сегодня.
В конце 1886 года Лотрек опубликовал несколько рисунков в прессе и тем самым объявил о своей будущей связи с плакатами, гравюрами и иллюстрированными книгами. Он принадлежал к «мелкому бульвару», группе импрессионистов, в смелом стиле изображавших быт рабочего класса.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Туалет» (1890). Музей Орсе, Париж
В тот период художник был буквально одержим Кармен Годен — девушкой с ярко-рыжими волосами (к которым Лотрек испытывал интерес на грани страсти). Он исследовал её в некоем бесконечном фотографическом круговороте, каждый раз стремясь открыть новую перспективу. Предполагается, что на картине «Туалет» (1890) изображены шея и спина Кармен. Её поза остаётся приличной, несмотря на явно видные бёдра и чёрные чулки, а положение и цветовые полосы напоминают Эдгара Дега и Жана Луи Форейна. В свою очередь портрет Жанны Венц «В Ла Бастий» отсылает к работам Жюля Бастьена-Лепажа.
В Ла Бастий
1889, 72.5×49.5 см
В феврале 1888 года одиннадцать картин Лотрека отправились в Бельгию на выставку авангардной группы «Общество XX». Среди них была работа «В цирке Фернандо», которую сам автор считал шедевром. На ней изображена молодая рыжеволосая девушка, готовящаяся встать на спину скачущей лошади и прыгнуть через бумажный экран
. Здесь всё искажено и укорочено, пропущено через призму ускорения, а Лотрек находит в обычных людях, которых он рисовал, неожиданную грацию и энергию.
В цирке Фернандо. Наездница
1888, 98×161 см
Монмартр был идеальным местом для Лотрека, который желал исследовать животность и эксцентричность человеческого поведения. Помимо стремления к чистому гедонизму в его работах раскрываются страсти к танцам, выпивке и сексу — они преодолевают социальные классы, предоставляя художнику новые темы и драматические формы. Тревожащие шедевры Лотрека 1889−93 годов с публичными танцами и концертами в кабаре пресса того времени окрестила «похоронной комедией». Но это было несправедливо. Художник не стигматизировал простых людей и не осуждал богачей. Мужчины и женщины изучают, оценивают, ищут, а иногда и находят друг друга. В пространстве картин разворачивается театр ожидания. Цвет подчёркивает причудливость искусственного освещения, и превосходный рисунок оживает.
В "Мулен-Руж"
1895, 123×140 см
В 1893−94 годах Тулуз-Лотрек тяготел к журналу La Revue blanche, основанному братьями Натансонами. Издание освещало острые социальные и политические проблемы, а также поддерживало Оскара Уайльда в его борьбе с британским правосудием. Лотрек стал частью группы «художников La Revue blanche», куда входили набиды
Пьер Боннар и Эдуар Вюйар. Он также сблизился редактором Феликсом Фенеоном — влиятельным искусствоведом, который рассматривал творчество художника как самое взрывное в своей эпохе.
Лотрек жил в ритме своего творчества — интенсивно и свободно. Но тяжёлая работа и чрезмерное употребление алкоголя стали причиной постепенного ухудшения его здоровья и повлияли на поведение. После серии эпизодов насилия родители художника отправили его в феврале 1899 года в частную клинику в Нейи.
Лотрек жил в ритме своего творчества — интенсивно и свободно. Но тяжёлая работа и чрезмерное употребление алкоголя стали причиной постепенного ухудшения его здоровья и повлияли на поведение. После серии эпизодов насилия родители художника отправили его в феврале 1899 года в частную клинику в Нейи.
К моменту выписки он сделал 39 мастерских рисунков цирковых сцен с изображением клоунов и конных трюков среди пустых трибун. Картины, которые он создал после, встретили немало тёплых отзывов — яркие светлые волосы мисс Долли и официантки в «Звезде» Гавра, серия «Мессалина», «Экзамен на медицинском факультете» и последние портреты. Они свидетельствуют о способности Тулуз-Лотрека по-разному подходить к творчеству и декларировать собственную независимость и свободу.
Ретроспектива «Тулуз-Лотрек» в Гран-Пале откроется 9 октября 2019 года и будет работать до 27 января 2020-го.
Ретроспектива «Тулуз-Лотрек» в Гран-Пале откроется 9 октября 2019 года и будет работать до 27 января 2020-го.
По материалам официального сайта Большого дворца в Париже