Впрочем, к тому времени, когда Россетти стал писать саму картину, вместо Уайлдинг он изобразил Джейн Моррис, жену дизайнера Уильяма Морриса, в которую тогда страстно влюбился. Для иллюстрации своего чувства художник выбрал отрывок из «Божественной комедии» Данте, в котором говорится о женщине, которую муж заключил в темницу, а затем отравил. Россетти хотел, чтобы мир поверил той фантазии, которой он сам себя обманывал, — что Моррис держал Джейн вопреки её воле (эту тему он продолжил в знаменитой «Прозерпине»).
Данте Габриэль Россетти, «Блаженная дева» (1875−78). Художественный музей Гарварда, Кембридж
Набросок изображает Уайлдинг сидящей со слегка откинутой головой. По описанию помощника Россетти, у неё было «прекрасное лицо, красиво сформированное каждой чертой, наполненное спокойным, мягким, мистическим умиротворением». Сам художник заявил, что у Алексы такой тип лица, который он долго искал.
Россетти писал её много раз, выплачивая предварительный гонорар, чтобы она позировала только ему. Девушка была моделью для таких прекрасных поздних работ живописца, как «Беседка на лугу» (1872) и «Блаженная дева» (1875−78).
Но в окончательном варианте «Пии де Толомеи» Россетти изобразил Джейн Моррис склонившей, а не откинувшей голову, в задумчивой, меланхоличной позе.
Данте Габриэль Россетти, «Беседка на лугу» (1872). Манчестерская художественная галерея, Стретфорд
Сэр Айвор, скончавшийся в 2005 году в возрасте 88 лет, написал о находке: «Это было в маленькой букинистической лавочке в Брунсфилде, Эдинбург, в годы сразу после Второй мировой войны. Я нашёл рисунки и гравюры, которые вписывались в наш очень маленький бюджет, но при этом часто были прекрасного качества. Красный набросок стоял в магазинчике на полу, и я, получив неожиданный гонорар за книгу, выложил за него 75 фунтов стерлингов».