войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Финский Мунк»: удивительное искусство Хелены Шерфбек

Хелена Шерфбек — одна из самых известных художниц Финляндии — на удивление мало известна за пределами своей страны. Теперь её уникальные картины будут представлены на крупной выставке в Королевской академии искусств в Лондоне. Для нас это повод познакомиться поближе с жизнью и творчеством женщины, которую называют «финским Мунком».
«Финский Мунк»: удивительное искусство Хелены Шерфбек
Ретроспектива в Королевской академии продемонстрирует зрителям 65 из более чем тысячи картин, написанных Хеленой Шерфбек. Она начинала в стиле французских натуралистов, таких как Жюль Бастьен-Лепаж, прежде чем стать одним из первых модернистов. По словам сокуратора показа Анны-Марии фон Бонсдорф, её иногда называют «финским Мунком», хотя она «обладает собственной индивидуальностью и не столь драматична, как её норвежский коллега». «Интимность и интерьерность» её работ роднит их, скорее, с меланхоличной грацией картин датского художника Вильгельма Хаммерсхёя.

Шерфбек был целеустремлённой, амбициозной, склонной к затворничеству, но в то же время — большой модницей. Вершина её творчества — автопортреты, которые она создавала на протяжении всей жизни, — стали исследованием смертности, что роднит художницу с Гойей, Рембрандтом, Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом.
Хелена Шерфбек, «Автопортрет на черном фоне» (1915). Финская национальная галерея, Хельсинки

«Лицом

Хелена Шерфбек, «Автопортрет на черном фоне» (1915). Финская национальная галерея, Хельсинки

«Лицом» ретроспективы в Лондоне стал автопортрет, заказанный в 1915 году главным финским музеем Атенеумом. Учреждение готовило выставку, в которой Шерфбек была единственной женщиной (она не была воинствующей феминисткой, но поддерживала избирательное право для женщин — Финляндия была первой европейской страной, которая предоставила женщинам такую привилегию).

В получившейся картине художница сделала себе маску из румян и поставила рядом ярко-красный бачок для краски, а на фоне написала своё имя в стиле Гольбейна.

Хелена Шерфбек родилась 10 июля 1862 года в Хельсинки. Говорят, что её художественная жизнь началась, когда в возрасте четырёх лет девочка упала с крыльца дома и сломала бедро. Плохо сросшийся перелом оставил её хромой на всю жизнь, но во время выздоровления отец дал ей карандаши, и она начала рисовать (неправда ли, напоминает историю Фриды Кало?). Позже Шерфбек сказала: «Когда вы даёте ребёнку карандаш, вы даёте ему целый мир».

Талант девочки обнаружил её учитель, когда ей было 11 лет. Она получила стипендию на обучение в школе рисования Финского художественного общества Хельсинки. Два года спустя умер от туберкулеза её отец. Семья никогда не могла похвастаться достатком — Сванте Шерфбек начинал как торговец, обанкротился и стал управляющим железнодорожной мастерской. Его смерть ещё сильнее подорвала бюджет семьи. Ольга, мать Хелены, брала постояльцев и шила, чтобы сводить концы с концами. Но она никогда не считала живопись подходящей карьерой для дочери. Поддержку юной Хелене оказывал только отец.
К счастью, помощь нашлась. Девушке была предоставлена дополнительная стипендия для обечения масляной живописи в академии немецкого художника Адольфа фон Беккера с 1877-го по 1880 год. В 1880-м 17-летняя Хелена написала картину, которая положила начало её карьере — «Раненый солдат на снегу», отличающуюся тщательно продуманным натурализмом. В то время военная тема без агрессивности была редкостью, а художницы-женщины чаще писали цветочные натюрморты.
У Шерфбек в правой части полотна можно разглядеть крошечные человеческие фигурки, но трудно сказать, они приближаются или удаляются. Говорят, она изобразила собственную ситуацию: учитель и старшие ученики уехали в Париж на выставку, оставив дома юную художницу, которой ещё рано было демонстрировать работы во французской столице. Но, в конце концов, благодаря этой картине, она получила грант от финского сената на поездку в Париж.

Во время жизни в британском Сент-Айвсе Шерфбек написала свою самую известную работу «Выздоровление» (1888). Но предысторию этой картины она не желала рассказывать, и биографам пришлось немало потрудиться, чтобы раскопать её. Из семейных записей стало понятно, что между 1883-м и 1884 годами Хелену бросил возлюбленный. Он написал ей письмо о разрыве помолвки якобы на том основании, что она недостаточно сильна, чтобы вынашивать детей. Художница уничтожила письмо и попросила друзей сжечь всю переписку, в которой упоминался этот человек. Его имя не удалось восстановить, а сама Шерфбек так и не стала матерью.
Картина «Выздоровление» стала итогом душевных переживаний художницы. Маленькая девочка с растрёпанными волосами наклоняется вперёд в плетёном кресле, наполовину завернутая в простыню. На столе перед собой она держит в сине-белой кружке веточку с молодыми листьями. Тема картины — восстановление, а не отчаяние. Говорят, что шестилетняя девочка была невероятно активным ребенком, и её учитель был рад «предоставить» её Шерфбек для позирования.

Современному зрителю полотно может показаться традиционным, но на первом показе в Финляндии оно было признано «слишком современным, недостаточно проработанным и слишком французским». Неудивительно, что французам оно понравилось: работа получила бронзовую медаль в Париже, и лишь потом её купил Атенеум. Сейчас это один из самых популярных экспонатов в музее.
Рекомендуемые художники
В течение двух лет Хелена Шерфбек преподавала в школе рисования Общества искусств. Ученики ценили её, но самой художнице не нравилось учить, и в 1902 году она с облегчением переехала в город Хювинкяа, чтобы присматривать за матерью. Похоже, Ольга не испытывала сильной привязанности к дочери. На портрете 1903 года Шерфбек изобразила мать сидящей в кресле — эта картина похожа на полотно «Мать художника» Уистлера, которым она восхищалась, но не любила сравнений с ним.
  • Хелена Шерфбек, «Мама за шитьём» (1903). Музей изящных искусств города Турку, Финляндия
  • Хелена Шерфбек, «Моя мама» (1909). Частная коллекция
Второй любовью в жизни Хелен Шерфбек (хотя никто точно не знает, как развивались их отношения) стал Эйнар Рейтер — писатель, лесник, художник-любитель и большой поклонник её работ. Ей было 52 года, когда они встретились, он был на 18 лет моложе.

В 1918 году художница написала портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Эйнара «Моряк» — одну из лучших своих работ помимо автопортретов. Она представила нам загорелого молодого человека с обнажённым торсом, вялым поворотом головы, раздвоенным подбородком и светлыми усами. Художники часто писали обнажённых женщин, но не чувственные портреты мужчины. Эта картина выставлялась в Финляндии лишь два раза в 1918 году — и ни разу больше при жизни Шерфбек.
Хелена Шерфбек, «Матрос» (1918). Финская национальная галерея, Хельсинки

Хелен оплатила Эйнару посе

Хелена Шерфбек, «Матрос» (1918). Финская национальная галерея, Хельсинки

Хелен оплатила Эйнару посещение норвежского санатория (финны в те времена были буквально одержимы оздоровлением в санаториях), и в поездке он обручился с молодой женщиной. Шерфбек едва пережила эту новость (она даже написала завещание). В конце концов они вновь подружились и она нарисовала второй портрет, который называется просто «Эйнар Рейтер». Усы и подбородок на месте, но глаза ничего не выражают — это просто два мертвых круга краски. «Моряк» пропал.

С возрастом Шерфбек всё больше стала ценить простоту. Некоторые её поздние натюрморты близки к абстракциям. В «Натюрморте с потемневшими яблоками» (1944) зрелость — это ещё не финал, плод справа уже стал чёрным: в этом есть красота жизни и смерти, неожиданный блеск. И довольно несложно связать эти картины с поздними автопортретами, которые художница писала, умирая от рака в санатории. Простота наиболее экстремальна и трогательна в её последнем автопортрете — угольном наброске, сделанном в 1945 году. Он напоминает резьбу по дереву: лицо представлено схематично, словно вырезанное ножом. Рот — одна линия, глаза нечитаемы: это финал, последний натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
. Хелен Шерфбек бросает вызов смерти, зная, что работа переживёт её.
  • Хелена Шерфбек, «Натюрморт с потемневшими яблоками» (1944). Художественный музей Дидрихсена, Хельсинки
  • Хелена Шерфбек, «Автопортрет с красной точкой» (1945). Финская национальная галерея, Хельсинки
Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Хелена Шерфбек» в Королевской академии искусств в Лондоне начнёт работу 20 июля и закончится 27 октября.

По материалам Королевской академии искусств и The Guardian