Sign up

Концепты современного искусства: уникальный образовательный курс стартует в МГУ им. М. В. Ломоносова

I like4 
С 20 мая на базе философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова начинает работу уникальная образовательная программа, посвященная современному искусству. Участие в ней могут принять специалисты, бакалавры, магистры любого профиля. Явление, вызывающее столько споров, заслуживает всестороннего исследования, и развитие умения «читать» арт-объекты — лишь одна из задач курса. Философское, концептуальное путешествие, интеллектуальное погружение и практические творческие занятия — насыщенный и емкий экскурс позволит участникам выйти на новый уровень понимания современности и современников.
В начале аннотации курса под общим названием «Концепты современного искусства» приводится цитата известного искусствоведа, философа, писателя и публициста Бориса Гройса: «Сегодня публика признает современное искусство, даже не испытывая ощущения, что „понимает“ его».

Спорный тезис, на первый взгляд: нам, мол, еще далеко до тотального принятия объектов совриска. «Мой пятилетний внук (сынишка) сделает лучше», «Это все игра для „отмывки“ денег» и «Главное — нужные связи и дружба с влиятельными арт-мошенниками» — об эти тезисы разбилась не одна попытка приобщения к миру современного искусства.

Впрочем, то, чему столь многие противятся, уже произошло: мы живем «здесь и сейчас», и искусство отражает процессы, происходящие в социуме. Отрешиться от него невозможно. Подшучивать и иронизировать — вполне позволительно. А уж побаловать себя творчески-интеллектуальным штурмом для того, чтобы разобраться в арт-движении современности (от кого ведем отсчет? От Пикассо?) — как минимум интересно и полезно. Как идеи движут миром искусства, на чем основано их развитие, какие силы в действительности «выталкивают» на поверхность тренды и течения, на какие общественные запросы они отвечают, кто диктует моду на арт-рынке, и почему, в конце концов, одни странные работы стоят гораздо дороже других, таких же странных?
Что ж, к современному искусству бессмысленно подходить, вооружившись только собственным здравым смыслом и интуицией: оно требует серьезных знаний по истории и теории искусства, а главное — понимания концептуальных полей, на которых, с разной степенью осознанности, работают современные художники.
Кому и для чего предназначен курс:
— публике, чтобы ответить на вопрос: что и зачем делает современный художник?
— художнику, чтобы объяснить, — прежде всего самому себе, — что именно он уже делает, и почему он делает это так, а не иначе.

Гидом в мире потока понятий, образов, идей и концептов выступает Светлана Викторовна Полякова — философ, доцент философского факультета МГУ, специалист в области философии современного искусства, участник образовательных программ Московского Музея современного искусства (ММОМА) и Третьяковской галереи.

Попробовать себя в роли арт-критика, куратора, жонглировать аргументами, сыпать примерами, открывать парадоксы, рассматривать идеи и их воплощения под разными углами, выстраивать диалог с искусством, со зрителем, наконец, с самим собой как с человеком творчества — таков новый виток познания арт-мира.
В этом деле без «философствований» не обойтись, и, чтобы не быть голословными и располагать должным аналитическим «базисом», в курсе будут проанализированы труды и идеи современных философов, теоретиков и практиков Мартина Хайдеггера, Клемента Гринберга, Вальтера Беньямина, Жана Бодрийяра, Ролана Барта, Роберта Смитсона, Мишеля Фуко и не только. Одни исследовали тексты Эдгара По, другие стали классиками ленд-арта, третьи стояли у истоков протестного движения «шестидесятников»… Впечатляющая компания передовых мыслителей современности.
Роберт Смитсон. «Разорванный круг», 1971 (источник фото)
Курс рассматривает следующие темы:
• Какое искусство мы называем современным? Краткое введение в теорию и практику современного искусства
• Жизнь искусства после смерти Бога.
• Почему искусство перестало быть фигуративным? Проблематизация знака. Кризис репрезентации.
• Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
• Концептуализм: искусство как Идея.
• Искусство выходит из музея
• Искусство как медиум: медиум-специфичность или постмедиальность?
• Эстетизация политики и политизация искусства.
• Музыка в эпоху опус-пост. Как писать музыку после оргии?
• Практикум «Арт-критики против кураторов»
Практическая информация о курсе
Форма обучения: очная. Время проведения занятий: вечернее, с 19.15 по 22.10.
Продолжительность: 30 часов.
Начало обучения: 20 мая 2019 года. Даты занятий: 20, 22, 27, 28, 30 мая и 3, 4, 6 июня. Стоимость: 15 000 рублей.
Автор приведенного фото лектора Светланы Поляковой — Ольга Гусинская.
Главная иллюстрация: Кит Харинг. "Человечки". Без названия. 1985
I like4 
 Comments  2
Pavel Dyatlov
, 29 April 01:25 PM 1
Original   Auto-Translated
Что вам нужно знать и понимать, когда вы смотрите пейзаж Поленова или Васильева? Или зеленые луга после дождя кисти Левитана, маковые поля Моне? Нужны ли знания? Чувство красоты заложено в каждом с детства. Мне нравится, либо не нравится. Искусство должно приносить радость, а не муки распознания. Это не означает лень зрителя, его неспособность к познанию или саморазвитию. Чувство вкуса, конечно, можно и нужно воспитывать. Но я искренне не понимаю ИЗО, в частности живопись, где к произведению прилагается инструкция на трех листах, объясняющее, что хотел изобразить художник. Зачем? На тему современного искусства приведу замечательные слова Татьяны Толстой: "Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло". Курсы по образованию, это прекрасно! Курс продолжительностью 30 часов, для того, чтобы объяснить зрителю, что и как он должен увидеть, понять и прочувствовать, это полный швах. Видимо, я еще не дорос до такого искусства...
Pavel Dyatlov
, 7 May 04:06 AM 0
Original   Auto-Translated
Хм... статья от 29 апреля. Понравился мой комментарий )
To post comments log in or sign up.