Немецкие СМИ были возбуждены известием о том, что канцлер Ангела Меркель решила убрать две картины известного немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде со стен своего кабинета. Этот шаг широко интерпретируется как признак того, что давно замалчиваемые нацистские взгляды художника, наконец, становятся частью его официальной истории.
До недавнего времени у Нольде было алиби. Несмотря на то, что в 1934 году он вступил в нацистскую партию, его яркие пейзажи и натюрморты были заклеймены гитлеровским режимом как «дегенеративные». В своих послевоенных мемуарах художник сильно преувеличивал запрет нацистов на свои работы. Бумаги из его архива, раскрывающие степень его антисемитизма и непоколебимую поддержку Гитлера, долгое время были недоступны учёным, а музейные выставки редко затрагивают эту тему.
Так было до сих пор. Одна из двух картин, которые Меркель сняла со стен своего офиса, будет включена в показ. Он впервые посвящён теме поддержки нацистов художником и его попытке скрыть этот факт после войны.
Так было до сих пор. Одна из двух картин, которые Меркель сняла со стен своего офиса, будет включена в показ. Он впервые посвящён теме поддержки нацистов художником и его попытке скрыть этот факт после войны.
Потерянный рай
1921, 106×157 см
Выставка также поднимает более широкий вопрос о том, как музеи должны освещать противоречивые аспекты биографии живописца. В прошлом году выставка «Эмиль Нольде: цвет — это жизнь», организованная Национальным музеем Ирландии и Национальными галереями Шотландии, преуменьшала степень его антисемитизма. Подписи и каталоги традиционно были эвфемистическими или уклончивыми, когда речь шла о сомнительных взглядах живописца.
Эмиль Нольде, «Подсолнухи» (1932). Детройтский институт искусств
Подрывающая устои выставка открывается 12 апреля в берлинском музее современного искусства Гамбургский вокзал. Экспозиция под названием «Художник и нацистский режим» бросает вызов мифу о том, что Нольде стал жертвой Гитлера, как он утверждал. Действительно, картина «Подсолнухи» (1932) из Детройтского института искусств, которая стала звездой показа, была конфискована нацистами и объявлена «дегенеративной» в 1937 году. Но, похоже, вера художника в национал-социализм была непоколебима до конца войны.
О том, что Нольде был членом нацистской партии и даже был разочарован тем, что его не назначили официальным государственным художником, было известно давно. Однако его Фонд долгое время способствовал тому, чтобы приуменьшить масштаб увлечения Нольде национал-социализмом, и продвигал идею о том, что ему полностью запрещали рисовать. (На самом деле, продажи и выставки его произведений были официально разрешены после 1941 года, и он продолжал работать.) В прошлом Фонд также ограничивал доступ к проблематичным документам из своего архива, показывающим степень антисемитизма Нольде.
Истинная история художника стала вырисовываться только с приходом Кристиана Ринга на пост руководителя Фонда Ады и Эмиля Нольде в 2013 году. В отличие от своих предшественников, он решил открыть для исследователей весь архив. «Все карты лежат на столе», — сказал Ринг в интервью New York Times. Один ученый сообщил, что недавно натолкнулся на папку под названием «Э. Н. и евреи».
Истинная история художника стала вырисовываться только с приходом Кристиана Ринга на пост руководителя Фонда Ады и Эмиля Нольде в 2013 году. В отличие от своих предшественников, он решил открыть для исследователей весь архив. «Все карты лежат на столе», — сказал Ринг в интервью New York Times. Один ученый сообщил, что недавно натолкнулся на папку под названием «Э. Н. и евреи».
Христос и грешница
1926, 86×106 см
Кристиан Ринг также выступил соорганизатором берлинского показа, цель которого — переоценка десятилетий «отмывания репутации», начатой самим художником и поддержанной его фондом. Выставка впервые прослеживает в новом свете связи между политическими взглядами Нольде и его картинами с образами скандинавских жертвоприношений, а также карикатурами на еврейский народ.
Меркель отказалась подтвердить, что удалила работы Нольде из-за новых данных о его убеждениях. Она сообщила прессе, что возвращает картины их владельцу, Фонду прусского культурного наследия, потому что они должны были стать экспонатами берлинской выставки. Однако фактически только одно полотно было необходимо для показа, а канцлер не планирует забирать их после окончания экспозиции.
Меркель отказалась подтвердить, что удалила работы Нольде из-за новых данных о его убеждениях. Она сообщила прессе, что возвращает картины их владельцу, Фонду прусского культурного наследия, потому что они должны были стать экспонатами берлинской выставки. Однако фактически только одно полотно было необходимо для показа, а канцлер не планирует забирать их после окончания экспозиции.
Йозеф Геббельс, доверенное лицо Гитлера и министр пропаганды Третьего рейха, на выставке «Дегенеративного искусства» в Берлине в 1938 году. Слева от него висит картина Эмиля Нольде «Христос и грешница». Источник: DW.com
Выставка «Эмиль Нольде — немецкая легенда. Художник и нацистский режим» в музее современного искусства Гамбургский вокзал продлится с 12 апреля по 15 сентября.
По материалам artnet News
Видимо в темной комнате на стене, им (ему??) и достойное место.
Никто не вступиться и не обелит творчество этого мастера раз и навсегда. Публично.