Спустя многие годы поисков голландский детектив Артур Бранд обнаружил картину Пабло Пикассо, которая была украдена 20 лет назад. По словам следователя, стоимость полотна «Женский бюст (Дора Маар)» составляет приблизительно 28 миллионов долларов. Это портрет
музы и возлюбленной художника с 1936 по 1943 год.
Работа висела в доме Пабло Пикассо до его смерти в 1973 году. Её последним законным владельцем был саудовский миллиардер шейх Абдул Мохсен Абдулмалик аль-Шейх, который хранил картину на борту своей яхты «Коралловый остров». Портрет
был украден в 1999 году, когда судно стояло у причала во французском Антибе.
Впервые Бренд узнал о местонахождении картины в 2015 году, когда услышал слух о том, что похищенный с корабля портрет кисти Пикассо циркулирует в голландском криминальном мире. Он предположил, что это холст с изображением Маар, который долго боялись уничтожить, — и начал задавать вопросы.
Впервые Бренд узнал о местонахождении картины в 2015 году, когда услышал слух о том, что похищенный с корабля портрет кисти Пикассо циркулирует в голландском криминальном мире. Он предположил, что это холст с изображением Маар, который долго боялись уничтожить, — и начал задавать вопросы.
Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной «Женский бюст» Пабло Пикассо. Фото Tetteroo, предоставленное Артуром Брандом
Ранее Бранд помог отыскать пару средневековых резных рельефов, украденных из Испании в 2004 году; произведения искусства, украденные из нидерландского Музея Западной Фрисландии в 2005-м; картины Сальвадора Дали и Тамары де Лемпицки, похищенные из голландского музея в 2009-м; и «Лошадей Гитлера». Последние — пара бронзовых скульптур в натуральную величину, выполненные нацистским скульптором Йозефом Тораком и пропавшие без вести на десятилетия. Но картину Пикассо найти было особенно трудно, потому что «её никогда не публиковали, её изображений почти не было и она никогда не выставлялась в музее», — сказал детектив в интервью газете New York Times.
Как оказалось, портрет использовали в качестве залога на чёрном рынке для обеспечения сделок с наркотиками и оружием. Возможно, он переходил из рук в руки десятки раз, считает следователь. «Со мной связались два представителя голландского бизнесмена и сообщили, что картина была у их клиента, — рассказал Брант агентству France Presse, отказавшись назвать имена. — Он думал, что работа Пикассо была частью законной сделки. Оказалось, что сделка была законной, а вот способ оплаты — нет».
Как оказалось, портрет использовали в качестве залога на чёрном рынке для обеспечения сделок с наркотиками и оружием. Возможно, он переходил из рук в руки десятки раз, считает следователь. «Со мной связались два представителя голландского бизнесмена и сообщили, что картина была у их клиента, — рассказал Брант агентству France Presse, отказавшись назвать имена. — Он думал, что работа Пикассо была частью законной сделки. Оказалось, что сделка была законной, а вот способ оплаты — нет».
Две недели назад картину вернули завёрнутой в простыню и чёрные мешки для мусора. «Было понятно, что это произведение Пикассо, потому что от него исходит какое-то волшебство», — сказал Бранд агентству Associated Press.
Эксперт из Pace Gallery в Нью-Йорке быстро подтвердил подлинность картины, и, убедившись в её целости и сохранности, Бранд повесил картину у себя на стене и «полностью наслаждался ею» всю ночь, рассказал он голландской газете De Volkskrant. Теперь шедевр находится у неназванной страховой фирмы.
Эксперт из Pace Gallery в Нью-Йорке быстро подтвердил подлинность картины, и, убедившись в её целости и сохранности, Бранд повесил картину у себя на стене и «полностью наслаждался ею» всю ночь, рассказал он голландской газете De Volkskrant. Теперь шедевр находится у неназванной страховой фирмы.
Христос во время шторма на море Галилейском
1633, 160×128 см
Бранд, которого называют «Индианой Джонсом мира искусства», также занимался расследованием знаменитого ограбления бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, произошедшего в 1990 году. Два года назад он объявил, что пропавшие шедевры — в том числе «Концерт» Яна Вермеера и «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта — находились в Ирландии, но их возвращение ещё не гарантировано.
По материалам artnet News