Библия Гутенберга, «Книга книг», изданная в 1455 году, сегодня считается самой первой печатной книгой, которая оказала величайшее влияние на всю историю человечества. Считается, что именно она открывает отсчет эры книгопечатания. 16 апреля 2019 года в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открывается уникальная выставка, посвящённая Библии, изданной в Майнце Иоганном Гутенбергом, изобретателем наборного шрифта и специального печатного станка.
Мир изменился. Так говорят сегодня, в эпоху «цифры» и интернета, так говорили в XV веке, когда печатный пресс изменил мир и стал одним из краеугольных камней общества нового времени. Появилось эффективное средство для утверждения новых идей, формирования образа мыслей, распространения информации. Рынок новостей стал немыслим без типографий: об открытии Америки Европа узнала из печатных изданий.
Издание, которому посвящена выставка — единственный в России пергаменный экземпляр Библии Гутенберга из 12 сохранившихся пергаменных в мире. Кроме того, это единственный в мире экземпляр Библии Гутенберга с миниатюрами. Выставка предоставляет возможность увидеть не только один из самых ценных в мире раритетов, но и осмыслить, прочувствовать исторический контекст. В экспозиции — также и другие редкие инкунабулы и палеотипы.
Инкунабула (именно так называют все книги, изданные до 1500 года) не должна надолго покидать хранилище. Свет и влажность губительно действуют на страницы, отпечатанные почти шесть веков назад, поэтому выставка продлится всего два месяца.
Хранящийся в Российской государственной библиотеке раритет будет оцифрован и станет доступен всем желающим, но шанса увидеть оригинальную редчайшую книгу, с которой ведётся отсчёт эры книгопечатания, может больше не представиться.
Издание, которому посвящена выставка — единственный в России пергаменный экземпляр Библии Гутенберга из 12 сохранившихся пергаменных в мире. Кроме того, это единственный в мире экземпляр Библии Гутенберга с миниатюрами. Выставка предоставляет возможность увидеть не только один из самых ценных в мире раритетов, но и осмыслить, прочувствовать исторический контекст. В экспозиции — также и другие редкие инкунабулы и палеотипы.
Инкунабула (именно так называют все книги, изданные до 1500 года) не должна надолго покидать хранилище. Свет и влажность губительно действуют на страницы, отпечатанные почти шесть веков назад, поэтому выставка продлится всего два месяца.
Хранящийся в Российской государственной библиотеке раритет будет оцифрован и станет доступен всем желающим, но шанса увидеть оригинальную редчайшую книгу, с которой ведётся отсчёт эры книгопечатания, может больше не представиться.
Обложка одного из томов Библии Гутенберга из коллекции Российской государственной библиотеки. Источник фото.
Иоганн Гутенберг издал всего два варианта Библии — 36-строчную и 42-строчную (по количеству строк на листе), и в РГБ хранится именно 42-строчная, выполненная на пергаменте и красочно оформленная затейливыми миниатюрами и строчными буквами.
Создавая свою замечательную книгу, Гутенберг во многом ориентировался на старинные рукописные издания, добиваясь схожести с ними путем разработки шрифтов, которыми он набирал текст.
Шлифовщик полудрагоценных камней и мастер по изготовлению зеркал, Гутенберг не только изобрел «подвижные буквы», которые собирались в слова на специальных рамках, но и книжный пресс, с помощью которого с набранной матрицы делались оттиски на листах бумаги.
Ему пришлось изобрести и новую краску, которая обладала свойствами удерживаться на металлической поверхности — свои шрифты Гуттенберг отливал из свинца.
Создавая свою замечательную книгу, Гутенберг во многом ориентировался на старинные рукописные издания, добиваясь схожести с ними путем разработки шрифтов, которыми он набирал текст.
Шлифовщик полудрагоценных камней и мастер по изготовлению зеркал, Гутенберг не только изобрел «подвижные буквы», которые собирались в слова на специальных рамках, но и книжный пресс, с помощью которого с набранной матрицы делались оттиски на листах бумаги.
Ему пришлось изобрести и новую краску, которая обладала свойствами удерживаться на металлической поверхности — свои шрифты Гуттенберг отливал из свинца.
Один из разворотов Библии Гутенберга из коллекции Российской государственной библиотеки. Источник фото.
Согласно данным Музея Гутенберга, на сегодняшний день существует 49 документально подтвержденных, частичных или полных копий Библии Гутенберга. Первоначально мастером было создано 180 копий — 150 на бумаге и 30 на пергаменте.
Латинский перевод Священного Писания, основанный на трудах Иеронима Стридонского, или как ее называют, Вульгата, — официальная латинская Библия католической церкви. Книга Гутенберга состояла из 641 листа, объединенных в два тома — Ветхий Завет и Новый Завет.
Рубрики были вписаны от руки, некоторые книги были дополнительно оформлены миниатюрами и узорными обрамлениями. В России сегодня имеются два экземпляра Библии Гуттенберга, оба они попали в страну после Великой отечественной войны. Факт перемещения ценностей в СССР замалчивали долгие годы. Экземпляр, выполненный на бумаге, был в 1948 году доставлен в СССР из библиотеки Лейпцигского университета в качестве военного трофея и с тех пор хранился в сейфе Библиотеки МГУ (подробности о попытки похищения этой книги читайте здесь). Еще один экземпляр — на пергаменте — был привезен также из Лейпцига, но из собрания Адольфа Гитлера, который мечтал открыть «Музей фюрера» и собрал для этого коллекцию произведений искусства, насчитывающую более 4700 единиц.
Латинский перевод Священного Писания, основанный на трудах Иеронима Стридонского, или как ее называют, Вульгата, — официальная латинская Библия католической церкви. Книга Гутенберга состояла из 641 листа, объединенных в два тома — Ветхий Завет и Новый Завет.
Рубрики были вписаны от руки, некоторые книги были дополнительно оформлены миниатюрами и узорными обрамлениями. В России сегодня имеются два экземпляра Библии Гуттенберга, оба они попали в страну после Великой отечественной войны. Факт перемещения ценностей в СССР замалчивали долгие годы. Экземпляр, выполненный на бумаге, был в 1948 году доставлен в СССР из библиотеки Лейпцигского университета в качестве военного трофея и с тех пор хранился в сейфе Библиотеки МГУ (подробности о попытки похищения этой книги читайте здесь). Еще один экземпляр — на пергаменте — был привезен также из Лейпцига, но из собрания Адольфа Гитлера, который мечтал открыть «Музей фюрера» и собрал для этого коллекцию произведений искусства, насчитывающую более 4700 единиц.
Один из разворотов Библии Гутенберга из коллекции Российской государственной библиотеки. Источник фото.
На выставке речь пойдет и о сути изобретения Гутенберга, и о том, как печатная книга в течение столетия приобретала те черты, к которым мы сегодня привыкли и без которых не мыслим современную книгу. Важную роль в появлении её нового облика начинают играть гравированные иллюстрации. В их создании принимают участие крупнейшие мастера, среди которых был и Альбрехт Дюрер.
Перед зрителем предстанут листы знаменитой серии «Апокалипсис», задумывавшиеся Дюрером как «Большая книга».
Перед зрителем предстанут листы знаменитой серии «Апокалипсис», задумывавшиеся Дюрером как «Большая книга».
Нюансы технологии — еще один аспект, который освещает экспозиция. Современная бумажная книга лишь внешне похожа на книги XV и XVI веков, как когда-то первые инкунабулы походили на рукописи. Процесс создания и печати книг кардинально изменился, на смену книгам приходят цифровые технологии, позволяющие читать на разнообразных миниатюрных мобильных устройствах. Тем интереснее окунуться в мир, центром которого была Книга книг.
Действительно, целый мир: ведь и до Библии Гутенберга, и рядом с ней из-под печатного пресса выходят в свет учебники латинского языка, так называемые донаты, тексты молитв, индульгенции и даже листовки, рассказывающие, как отличить поддельные монеты от настоящих. Этим артефактам тоже найдётся место в витринах.
Но главный лейтмотив выставки — информационная революция XV века.
Книгопечатание представляют и как мощное оружие в руках новых властителей дум, тех, кто боролся за духовное обновление Европы — раздел выставки посвящен Реформации, Библии Мартина Лютера на немецком языке и другим изданиям, включая первые переводы Корана.
По словам современника, книгопечатание вышло из Германии как троянский конь, чтобы пройти всюду. Печатные прессы распространяются по Европе, стремительно расширяется репертуар книг на разных языках. Путешествие по европейским типографиям, в которое приглашают посетителей выставки её создатели, завершится в Венеции, в типографии Альда Мануция.
По словам современника, книгопечатание вышло из Германии как троянский конь, чтобы пройти всюду. Печатные прессы распространяются по Европе, стремительно расширяется репертуар книг на разных языках. Путешествие по европейским типографиям, в которое приглашают посетителей выставки её создатели, завершится в Венеции, в типографии Альда Мануция.
Место проведения выставки «Библия Гутенберга: начало нового времени»: Ивановский зал, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, вход со стороны Староваганьковского переулка.
Дата проведения: 16 апреля — 16 июня 2019 года
Время проведения: Вторник — воскресенье с 11:00 до 20:00.
Понедельник — выходной
Билеты: покупаются в кассах места проведения. Стоимость — 300 руб. для взрослых, 100 руб. для школьников, студентов и членов многодетных семей. Бесплатно для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет.
Дата проведения: 16 апреля — 16 июня 2019 года
Время проведения: Вторник — воскресенье с 11:00 до 20:00.
Понедельник — выходной
Билеты: покупаются в кассах места проведения. Стоимость — 300 руб. для взрослых, 100 руб. для школьников, студентов и членов многодетных семей. Бесплатно для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет.
Титульная иллюстрация: коллаж изображений обложки библии Гутенберга, гравюры с портретным изображением Иоганна Гутенберга и страницы из библии. Подготовлено по материалам пресс-релиза Российской государственной библиотеки. Использованы материалы gutenberg-museum.de, clausenbooks.com.