Терракотовая статуэтка была обнаружена около 20 лет назад — её купил некий антиквар в северной Италии. Полагая, что это — грубая подделка, изготовленная последователем неаполитанской художественной школы XIX века, он держал её в заплесневелой коробке и затем продал коллекционеру за гроши как образец кича позапрошлого столетия.
Однако новый владелец заподозрил, что это — произведение Микеланджело и связался с Роем Долинером, американским искусствоведом, который специализируется на итальянском культурном наследии. Тот начал многолетнее исследование вместе с итальянскими коллегами, в ходе которых эксперты кропотливо изучали архивы эпохи Возрождения.
В документах команда обнаружила многочисленные ссылки на существование терракотовой фигуры. Такая работа, приписанная мастеру, упоминалась в реестре 1591 года, хранящемся в Государственном архиве Рима, а также в документе 1600 года из архива в тосканской Болонье. Ещё одно упоминание о «терракотовой модели, сделанной Микеланджело» было найдено в документе, датированном 1610 годом, и о ней же шла речь в письме, которое в 1585 году написал один из помощников художника, Антонио Басойя.
«Она оказалась самой задокументированной терракотовой статуэткой эпохи Возрождения. У нас сейчас гора документов. Они были последней частью головоломки. Тайна раскрыта», — сказал Рой Долинер газете The Telegraph.
Терракотовая статуэтка сделана из необычной смеси глины и доломита. Этот минерал распространён в Апуанских Альпах в северной Тоскане, куда Микеланджело ездил за чистым белым мрамором для своих статуй. Такая смесь материалов, похожая скорее на мрамор, чем на терракоту, дала возможность скульптору представить модель в мельчайших деталях — и убедить французского кардинала дать ему заказ на изготовление пьеты из мрамора.
Микеланджело часто делал терракотовые модели статуй, которые планировал вырезать из мрамора, и в основном они были одинакового размера. Фигуры соответствовали старой флорентийской мере длины, «braccio fiorentino» или «флорентийской руке», составлявшей 58 см. Длина терракотовой модели пьеты составляет 58,3 см.
Обложка книги «Микеланджело и пьета из терракоты» под редакцией Клаудио Крессентини
Искусствоведы также нашли поразительные визуальные подсказки, указывающие на происхождение статуэтки. Например, у Христа раздвоенная борода и миндалевидные глаза — именно таким высекал его на своих статуях Микеланджело. Поза и тело херувима на терракотовой модели также напоминает ангелов на других работах мастера.
Выводы команды проанализировала независимый искусствовед и музейный куратор Патриция Нитти. «Честно говоря, с самого начала у меня были большие сомнения. К нам очень часто приходят люди, утверждающие, что нашли работу Микеланджело. Мы очень, очень осторожны и скептичны», — призналась бывший директор Музея Майоля в Париже. Однако, изучив представленную информацию, она подтвердила, что фигуру выполнил Микеланджело.
Выводы экспертов положительно оценила и L’Osservatore Romano, газета Ватикана. «Терракота послужила образцом для 22-летнего Микеланджело, создававшего надгробие по заказу французского кардинала Жана де Билэра, который хотел оставить духовное наследие французским католикам», — пишет издание в большом обзоре.