войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Терракотовую пьету, найденную в заплесневелой коробке, создал Микеланджело, доказали учёные

«Кичовая подделка», обнаруженная два десятка лет назад, оказалась настоящим сокровищем. Искусствоведы, проделавшие длительную детективную работу, доказали, что изысканная терракотовая фигура Марии с Христом на руках — это работа Микеланджело.
Терракотовую пьету, найденную в заплесневелой коробке, создал Микеланджело, доказали учёные
Эксперты полагают, что маленькая фигура была моделью для одного из самых знаменитых произведений мастера эпохи Возрождения — белой мраморной статуи, которую называют «Пьетой (Оплакиванием Христа)». Художник сделал смелый шаг, поместив тело мёртвого Иисуса на колени его матери Марии. Скульптура, завершённая в 1499 году, ныне хранится в базилике Святого Петра в Ватикане.

Терракотовая статуэтка была обнаружена около 20 лет назад — её купил некий антиквар в северной Италии. Полагая, что это — грубая подделка, изготовленная последователем неаполитанской художественной школы XIX века, он держал её в заплесневелой коробке и затем продал коллекционеру за гроши как образец кича позапрошлого столетия.

Однако новый владелец заподозрил, что это — произведение Микеланджело и связался с Роем Долинером, американским искусствоведом, который специализируется на итальянском культурном наследии. Тот начал многолетнее исследование вместе с итальянскими коллегами, в ходе которых эксперты кропотливо изучали архивы эпохи Возрождения.
В книге, описывающей их изыскания, авторы привели подробные сведения, которые доказывают, что статую сделал именно Микеланджело. Другим подтверждением стало поразительное сходство между терракотовой пьетой и другими — атрибутированными — шедеврами художника.

В документах команда обнаружила многочисленные ссылки на существование терракотовой фигуры. Такая работа, приписанная мастеру, упоминалась в реестре 1591 года, хранящемся в Государственном архиве Рима, а также в документе 1600 года из архива в тосканской Болонье. Ещё одно упоминание о «терракотовой модели, сделанной Микеланджело» было найдено в документе, датированном 1610 годом, и о ней же шла речь в письме, которое в 1585 году написал один из помощников художника, Антонио Басойя.

«Она оказалась самой задокументированной терракотовой статуэткой эпохи Возрождения. У нас сейчас гора документов. Они были последней частью головоломки. Тайна раскрыта», — сказал Рой Долинер газете The Telegraph.
Терракотовая пьета Микеланджело до реставрации. Фото: Roy Doliner via The Telegraph
Терракотовая пьета Микеланджело до реставрации. Фото: Roy Doliner via The Telegraph
Первоначально фигура была покрыта девятью слоями яркой краски, но во время кропотливой трёхлетней реставрации эксперты удалили их, обнажив простой терракотовый оригинал. Анализ работы показал, что она была создана в период с 1473-го по 1496 год — что соответствует раннему периоду карьеры Микеланджело.

Терракотовая статуэтка сделана из необычной смеси глины и доломита. Этот минерал распространён в Апуанских Альпах в северной Тоскане, куда Микеланджело ездил за чистым белым мрамором для своих статуй. Такая смесь материалов, похожая скорее на мрамор, чем на терракоту, дала возможность скульптору представить модель в мельчайших деталях — и убедить французского кардинала дать ему заказ на изготовление пьеты из мрамора.
«Микеланджело был флорентийцем, неизвестным в Риме и без покровителей. Терракотовая фигура была его шансом выиграть заказ, — рассказывает Рой Долинер. — Выполнив его, он заработал свою репутацию на всю оставшуюся жизнь».

Микеланджело часто делал терракотовые модели статуй, которые планировал вырезать из мрамора, и в основном они были одинакового размера. Фигуры соответствовали старой флорентийской мере длины, «braccio fiorentino» или «флорентийской руке», составлявшей 58 см. Длина терракотовой модели пьеты составляет 58,3 см.
Рекомендуемые выставки и показы
Обложка книги «Микеланджело и пьета из терракоты» под редакцией Клаудио Крессентини

Искусствоведы т

Обложка книги «Микеланджело и пьета из терракоты» под редакцией Клаудио Крессентини

Искусствоведы также нашли поразительные визуальные подсказки, указывающие на происхождение статуэтки. Например, у Христа раздвоенная борода и миндалевидные глаза — именно таким высекал его на своих статуях Микеланджело. Поза и тело херувима на терракотовой модели также напоминает ангелов на других работах мастера.

Выводы команды проанализировала независимый искусствовед и музейный куратор Патриция Нитти. «Честно говоря, с самого начала у меня были большие сомнения. К нам очень часто приходят люди, утверждающие, что нашли работу Микеланджело. Мы очень, очень осторожны и скептичны», — призналась бывший директор Музея Майоля в Париже. Однако, изучив представленную информацию, она подтвердила, что фигуру выполнил Микеланджело.

Выводы экспертов положительно оценила и L’Osservatore Romano, газета Ватикана. «Терракота послужила образцом для 22-летнего Микеланджело, создававшего надгробие по заказу французского кардинала Жана де Билэра, который хотел оставить духовное наследие французским католикам», — пишет издание в большом обзоре.

По материалам газеты The Telegraph