«Святая Екатерина Александрийская», найденная во Франции, внесена в список картин с неясным происхождением.
Национальная галерея в Лондоне готовится с большой помпой представить своё самое громкое приобретение 2018 года — «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» Артемизии Джентилески. Учреждение заявило, что полотно, которое «дебютирует» 19 декабря, станет «рождественским подарком нации». Но над недавно найденным творением одной из ведущих художниц эпохи барокко
висит тень: как сообщает artnet News, не привлекая всеобщего внимания, музей добавил его в список произведений, которые могли быть незаконной добычей во время Второй мировой войны.
Оказывается, когда попечители Национальной галереи согласились купить картину за 3,6 миллиона фунтов стерлингов (4,5 миллиона долларов США) в мае 2018 года, они также решили добавить её в список произведений, которые могли быть «получены ненадлежащим образом» в годы диктаторства Гитлера. Членов совета беспокоит отсутствие документов о владении работой в 1930-х — 1940-х годах: неизвестно, кому она принадлежала до того, как её владельцем стал Шарль Мари Будвилль, умерший в начале 1940-х и завещавший полотно своему сыну-подростку.
Оказывается, когда попечители Национальной галереи согласились купить картину за 3,6 миллиона фунтов стерлингов (4,5 миллиона долларов США) в мае 2018 года, они также решили добавить её в список произведений, которые могли быть «получены ненадлежащим образом» в годы диктаторства Гитлера. Членов совета беспокоит отсутствие документов о владении работой в 1930-х — 1940-х годах: неизвестно, кому она принадлежала до того, как её владельцем стал Шарль Мари Будвилль, умерший в начале 1940-х и завещавший полотно своему сыну-подростку.
Автопортрет в образе святой Екатерины
1615, 71×71 см
Как известно из многочисленных документов, во время нацистской оккупации Франции коллекционеры-евреи были вынуждены задёшево продавать свои сокровища, а также бросать их во время бегства или депортации. Оставленные произведения искусства и другие вещи часто присваивали себе соседи-оппортунисты. Впрочем, независимые эксперты подчёркивают: то, что история не задокументирована, ещё не означает, что она незаконна.
В 1999 году Национальная галерея стала первым крупным художественным музеем, опубликовавшим список своих картин с неполным провенансом.
Ещё один автопортрет
«Святая Екатерина Александрийская» Артемизии Джентилески, написанный около 1615 года, хранится в галерее Уффици во Флоренции
Разрыв в истории картины начинается с момента её создания во Флоренции примерно в 1615 году и длится до 1940-х годов. Проследить судьбу полотна в начале XX века сложно из-за отсутствия на обратной стороне пометок о предыдущих продажах (что, впрочем, не редкость). У Нацгалереи есть доказательства, что Шарль Мари Будвилль не покупал «Святую Екатерину» — он не был коллекционером или человеком со средствами, — а получил её в наследство. «Это указывает на то, что работа находилась в семейной собственности задолго до 1933 года, когда начались нацистские грабежи», — пишет музей.
Бывший владелец картины дал «чёткий отчёт» о том, как ею владела семья «по меньшей мере, в течение трёх поколений». Но десятилетиями никому не было известно подлинное авторство портрета. Его принадлежности кисти Артемизии Джентилески открыл аукционист Кристоф Жорон-Дерем, который также проверил, что работа не фигурирует в списке Art Loss как украденная нацистами или проданная под принуждением. В декабре 2017 года «Святую Екатерину» приобрела на аукционе за 2 млн 360 тыс. евро дилерская компания из Лондона. Полгода спустя она продала её Национальной галерее за сумму, превышающую 4 миллиона евро.
Бывший владелец картины дал «чёткий отчёт» о том, как ею владела семья «по меньшей мере, в течение трёх поколений». Но десятилетиями никому не было известно подлинное авторство портрета. Его принадлежности кисти Артемизии Джентилески открыл аукционист Кристоф Жорон-Дерем, который также проверил, что работа не фигурирует в списке Art Loss как украденная нацистами или проданная под принуждением. В декабре 2017 года «Святую Екатерину» приобрела на аукционе за 2 млн 360 тыс. евро дилерская компания из Лондона. Полгода спустя она продала её Национальной галерее за сумму, превышающую 4 миллиона евро.
Руководитель департамента реставрации и консервации Национальной галереи Ларри Кит осматривает «Автопортрет
в образе святой Екатерины Александрийской» Артемизии Джентилески. Источник: nationalgallery.org.uk
На следующей неделе учреждение обещает обнародовать «волнующие» планы по случаю присоединения картины к своей постоянной экспозиции, насчитывающей свыше 2300 шедевров. При этом «Святая Екатерина» станет лишь двадцать первым произведением женщины в музейном собрании.
Артемизия Джентилески (1593 — 1653), которая долгое время была более известна своей трагической судьбой, нежели творчеством, ныне пользуется растущей популярностью. В юности она была изнасилована своим учителем Агостино Тасси, после чего подверглась унизительным допросам и физическим пыткам во время судебного процесса. Впоследствии образы женщин, пострадавших от мужской жестокости и/или мстящих мужчинам, стали основным мотивом её творчества.
Артемизия Джентилески (1593 — 1653), которая долгое время была более известна своей трагической судьбой, нежели творчеством, ныне пользуется растущей популярностью. В юности она была изнасилована своим учителем Агостино Тасси, после чего подверглась унизительным допросам и физическим пыткам во время судебного процесса. Впоследствии образы женщин, пострадавших от мужской жестокости и/или мстящих мужчинам, стали основным мотивом её творчества.
Читайте также: Опасные связи. Семь громких секс-скандалов в живописи
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artnet News. Главная иллюстрация: antiquestradegazette.com