Национальная галерея в Лондоне реализовала свою «давнюю мечту» — приобрела редкую и лишь недавно открытую работу Артемизии Джентилески «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» (ок. 1615 — 1617). Эта картина была продана на торгах в Париже 19 декабря 2017 года за 2,3 млн евро (2,9 млн долларов США), что примерно в шесть раз превысило предварительную оценку. Теперь, несколько месяцев спустя, британский музей выложил за неё 3,6 млн фунтов стерлингов (ок. 4 млн евро).
«Святая Екатерина» стала самым дорогим произведением художницы, проданным на аукционе, и 21-й её работой в коллекции лондонской Национальной галереи, насчитывающей свыше 2300 экспонатов.
На протяжении веков картиной владела одна французская семья, однако автор полотна был неизвестен. Портрет обнаружил и выставил на распродажу произведений европейских мастеров аукционист Кристоф Жором-Дерен. Покупателем стал лондонский дилер, который затем уступил его Национальной галерее. Музейный куратор искусства барокко Летиция Тревес сказала, что учреждение давно хотело приобрести работу Джентилески, и «тот факт, что это автопортрет , значительно увеличивает привлекательность картины и её историческое значение».
На протяжении веков картиной владела одна французская семья, однако автор полотна был неизвестен. Портрет обнаружил и выставил на распродажу произведений европейских мастеров аукционист Кристоф Жором-Дерен. Покупателем стал лондонский дилер, который затем уступил его Национальной галерее. Музейный куратор искусства барокко Летиция Тревес сказала, что учреждение давно хотело приобрести работу Джентилески, и «тот факт, что это автопортрет , значительно увеличивает привлекательность картины и её историческое значение».
Автопортрет в образе святой Екатерины
1615, 71×71 см
В жизни художнице пришлось преодолевать огромные личные и профессиональные проблемы, связанные с её полом. Дочь живописца Орацио Джентилески, в возрасте 17-ти лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, а затем в ходе семимесячного судебного разбирательства подвергалась интенсивным допросам и физическим пыткам. Несмотря на это, Артемизия достигла таких вершин мастерства, которые позволили считать её одним из самых важных художников своего поколения.
Большинство из приблизительно шести десятков картин, приписываемых Джентилески, посвящены сильным женщинам и часто интерпретируются как автобиографические. На «Автопортрете в образе святой Екатерины» героиня обращена к зрителю, нимб над её головой указывая, что это святая. Левая рука лежит на ободе сломанного колеса с шипами, которое считается её атрибутом. По легенде, святую мучили в IV веке по приговору императора Максенция, привязав к вращающимся колёсам, усеянным железными шипами и гвоздями. Их разбил сошедший с неба ангел, но позже Екатерину обезглавили. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
Большинство из приблизительно шести десятков картин, приписываемых Джентилески, посвящены сильным женщинам и часто интерпретируются как автобиографические. На «Автопортрете в образе святой Екатерины» героиня обращена к зрителю, нимб над её головой указывая, что это святая. Левая рука лежит на ободе сломанного колеса с шипами, которое считается её атрибутом. По легенде, святую мучили в IV веке по приговору императора Максенция, привязав к вращающимся колёсам, усеянным железными шипами и гвоздями. Их разбил сошедший с неба ангел, но позже Екатерину обезглавили. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
Святая Екатерина Александрийская
1616, 77×62 см
Работа, о которой идёт речь, датируется тем же периодом, что и другая «Святая Екатерина» (1614 — 1616) Артемизии Джентилески, ныне принадлежащая галерее Уффици. Поза героини напоминает «Автопортрет
с лютней», входивший в коллекцию той же семьи. Недавно он был продан музею «Уодсворт Атенеум» в Хартфорде, штат Коннектикут.
Автопортрет с лютней
1617, 30×28 см
Вообще же «Автопортрет в образе святой Екатерины» — лучшая из нескольких недавно открытых картин Джентилески. В их число входит «Мария Магдалина в экстазе», также обнаруженная во Франции и проданная на Sotheby’s в Париже в 2014 году за 1,180 млн долларов. Это был предыдущий рекорд для работ художницы.
Мария Магдалина в экстазе
1610-е
, 81×105 см
В Великобритании есть ещё лишь два известных живописных произведения Джентилески — «Сюзанна и старцы» в Стэмфорде и «Автопортрет в виде Аллегории живописи» в Королевской коллекции. В последний раз Национальная галерея в Лондоне приобретала работы художника-женщины в 1991 году. Тогда это были пять картин Паулы Регу из Португалии.
Автопортрет в виде аллегории живописи
1630-е
, 96.5×73.7 см
«Автопортрет
в образе святой Екатерины» будет проходить реставрацию в течение следующего полугода, а в начале 2019-го предстанет перед публикой.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artnet News и The Art Newspaper