Организатора знаменитой бунтарской «Бульдозерной выставки» Оскара Яковлевича Рабина не стало 7 ноября 2018 года. Художник скончался в возрасте 90 лет во Флоренции, где шла подготовка к его очередной выставке. Сегодня говорим о творчестве мастера и о его судьбе — каким он останется в памяти современников?
Смириться или бороться — эту проблему каждый из советских художников решал по-своему. Острый, бунтарский, не вписывающийся в общепринятые каноны соцреализма, Оскар Рабин выбрал борьбу. В его картинах — очень личных, очень аллегоричных — отражалась обратная сторона окружающего мира, его изнанка. Неприглядная, иногда страшная. Без глянца, без реющих советских флагов.
Помойка № 8
1958, 29.3×41.5 см
Стрекоза над Москвой рекой
1962, 30×40 см
«Живя в СССР, я относился к лагерю непризнанных художников, художников „неофициальных“, но только милиция считала меня тунеядцем» — вспоминал Оскар Рабин.
Столичная
1961, 31×25 см
Автопортрет с рыбой и уксусной эссенцией
1965, 43×23 см
Первым учителем Оскара Рабина стал художник и поэт Евгений Кропивницкий. Можно сказать, что Кропивницкие стали для Оскара Рабина второй семьей — мать художника умерла в годы Второй мировой. Проучившись три года в Рижской Академии художеств, а после — чуть больше года в МГХИ им. Сурикова, Рабин возвращается к своему первому учителю. В 1950 году он делает предложение его дочери, художнице Валентине Кропивницкой — и это семейный и творческий союз на всю жизнь.
Оскар Рабин и Валентина Кропивницкая
1965, 25×42.4 см
В конце 1950-х художники и писатели объединились вокруг Евгения Кропивницкого и образовали художественную группу «Лианозово», или, как их называли, Лианозовский кружок. Нонконформисты открыто конфликтовали с властями, доказывая свое право знакомить публику с искусством, неподвластным партийным канонам.
Письмо. Б. Черкизовская улица
1965, 32×41.7 см
Одним из таких мероприятий стала знаменитая «Бульдозерная выставка», которую Оскар Рабин и его единомышленники организовали в Битцевском парке в 1974 году.
Все попытки художников показать свои работы, предпринимавшиеся до этого момента, старательно замалчивались, выставки закрывались в считанные часы. Однако выставка в Битцевском парке Москвы имела большой резонанс: на ней присутствовали западные журналисты и дипломаты, а заявка на проведение мероприятия «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» была официально подана властям.
Все попытки художников показать свои работы, предпринимавшиеся до этого момента, старательно замалчивались, выставки закрывались в считанные часы. Однако выставка в Битцевском парке Москвы имела большой резонанс: на ней присутствовали западные журналисты и дипломаты, а заявка на проведение мероприятия «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» была официально подана властям.
Евгений Кропивницкий, Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин. Измайлово, 1974
Источник фото: europalibera.org
Источник фото: europalibera.org
«Было просто желание выставить свои картины, жить как художник, а не как техник на железной дороге — так приходилось жить мне, или, в лучшем случае, иллюстратор детских книг, как многие другие».
Из интервью Оскара Рабина газете «Коммерсантъ»
Из интервью Оскара Рабина газете «Коммерсантъ»
«Просто судьба...». Гинзбург. Синявский. Даниэль.
1967, 34×50 см
Финал мероприятия известен. После разгона «бульдозерной выставки» вопрос о суровых репрессивных шагах по отношению к ее организатору был делом времени. Рабину припомнили все — и исключение из МГХИ им. Сурикова «за формализм», и персональную выставку в Лондоне, прошедшую в 1964 году, и участие в выставке Александра Глезера на Шоссе энтузиастов, и продажу картин за рубеж…
В январе 1977 года художника задержали по обвинению в тунеядстве и посадили под домашний арест. После отказа эмигрировать в Израиль Рабину предложили уехать в Европу, и он дал согласие — при условии, что с ним поедут жена и сын. Год спустя Рабина лишили советского гражданства «в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина». Советская власть избавилась от неугодного бунтаря.
В январе 1977 года художника задержали по обвинению в тунеядстве и посадили под домашний арест. После отказа эмигрировать в Израиль Рабину предложили уехать в Европу, и он дал согласие — при условии, что с ним поедут жена и сын. Год спустя Рабина лишили советского гражданства «в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина». Советская власть избавилась от неугодного бунтаря.
Рубль
1964, 22×17 см
Оскар Рабин и его жена Валентина Кропивницкая вернулись в Россию только в 1993 году, на выставку их работ, которую организовал Государственный Русский музей. Признанием творчества художников стали экспозиции, прошедшие в Третьяковской галерее, затем — в Музее изобразительных искусств.
Абсолют и две большие селедки
2006, 81 см
Несмотря на то, что в 2006 году художнику вручили паспорт гражданина Российской Федерации, на родину Оскар Рабин не вернулся.
«…Направления есть самые разные, и эксперименты, безусловно, открывают много новых возможностей. Но меня смущают диктаторские методы, которыми их утверждают. Я за элитарность искусства, за художников-аристократов — не по происхождению, но по дару. Демократия выступает против принципа избранности, поэтому и весь XX век ориентировался на усредненность…» — из интервью Оскара Рабина газете «Коммерсантъ», 2014 год.
Транспортировка шампанского по Сене
2014, 130×97 см
По воле случая — или по иронии судьбы — Оскар Рабин ушел из жизни 7 ноября, в день, который несколько десятилетий был «красным днем календаря» для миллионов советских людей. Его ценятся во всем мире. Оскар Рабин боролся за то, чтобы работать так, как ему хотелось, показывать мир таким, каким он его видел. И в этом он преуспел.
Титульная иллюстрация: Оскар Рабин. «Неправда». 1975