войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Первую картину интеллектуальной машины продали почти за полмиллиона долларов

За колоссальные 432,5 тыс. долларов продали на аукционе Christie’s в Нью-Йорке первое в истории оригинальное художественное произведение, созданное искусственным интеллектом (ИИ) — «Портрет Эдмонда де Белами» (2018). Учитывая, что первоначальная оценка полотна составляла 10 тысяч, конечный результат превзошёл ожидания в 43 раза! В 2,5 раза дороже эстимейта ушла с молотка и «Лукреция» барочной художницы Артемизии Джентилесски. Её выставлял аукционный дом Dorotheum в Вене.
Первую картину интеллектуальной машины продали почти за полмиллиона долларов
Ожесточённые торги за «Портрет Эдмонда де Белами» продолжались более шести минут. Участники делали ставки по телефону, в зале и онлайн. Активность снизилась после того, как цена превысила 200 тыс. долларов. В результате победитель предложил 350 тыс. долларов, что вместе с премией складывается в окончательные 432,5 тысячи.

Искусственный интеллект, «Портрет Эдмона де Белами из семьи Белами» (2018)

«Портрет Эдмона де Белам

Искусственный интеллект, «Портрет Эдмона де Белами из семьи Белами» (2018)

«Портрет Эдмона де Белами» — произведение алгоритма, разработанного французским коллективом Obvious («Очевидное»). Работа была создана так называемой генеративно-состязательной сетью, ГСС (это две нейронные сети, ведущие антагонистическую игру: одна создаёт образцы, вторая отбраковывает «неправильные»; в результате можно генерировать изображения, которые человек воспринимает как естественные).

Экспериментаторы сначала загрузили в генератор 15 тысяч портретов, созданных между XIV и XX веками, а затем ИИ создавал новые работы до тех пор, пока не смог обмануть тест, призванный отличить картину, написанную человеком, от той, что сгенерировала машина.

«Эдмон де Белами» — один из 11-ти портретов членов вымышленной семьи Белами, получившей свою фамилию в честь Яна Гудфеллоу, исследователя ИИ, который изобрел генеративно-состязательную сеть в 2014 году. (Good fellow или «хороший товарищ» можно перевести на французский как bel ami).

Вырученные деньги авторы алгоритма потратят на его дальнейшее усовершенствование и обучение.
Сооснователи Obvious Пьер Фотрель, Готье Вернье и Уго Касель-Дюпре. Фото: Obvious
Сооснователи Obvious Пьер Фотрель, Готье Вернье и Уго Касель-Дюпре. Фото: Obvious
Вместе с тем, Obvious получили и долю критики. Оппоненты считают, что шумиха вокруг того, что технология ИИ может что-либо производить сама по себе, преждевременна, и что нынешний интерес обусловлен скорее новизной, чем глубоким обучением. «Эксперименты с ГСС с таким низким разрешением проводились, начиная с 2015 года, — сказал молодой художник Робби Баррат, работающий с ИИ. — Никто в искусстве не считает их художниками, они, скорее, маркетологи».

И если сенсацию «Портрета Эдмона де Белами» можно назвать сиюминутной, то художница XVII века Артемизия Джентилески в последние годы уверенно входит в статус суперзвезды. Очередным доказательством того стал результат продажи её работы «Лукреция» в Вене. Картина, за которую планировали выручить максимум 800 тыс. долларов США, ушла в австралийскую частную коллекцию за впечатляющих 2 миллиона.
Изображение персонажа древнеримской мифологии VI века до н. э., чьё изнасилование и последующее самоубийство вдохновили жителей Рима на свержение монархии, хранилась с середины XIX века в частной коллекции аристократической семьи. История Лукреции в какой-то мере отражает судьбу самой Артемизии Джентилески. Будучи подростком, художница стала жертвой насилия со стороны своего учителя Агостино Тасси. Девушку подвергли унизительному физическому осмотру и пыткам, чтобы доказать правдивость её заявлений и осудить Тасси. Этот случай и реалистичные изображения женщин, подвергшихся домогательствам, во многом способствуют росту популярности Джентилески в нынешнюю эпоху сексуальных скандалов.
Рекомендуемые выставки и показы
«Лукреция» лишь на несколько процентов не дотянула до рекорда «Автопортрета в образе святой Екатерины», который в декабре 2017 года продали на аукционе в Париже за 2,18 млн долларов. Спустя несколько месяцев Национальная галерея в Лондоне приобрела его у дилера Robilant + Voena уже за эквивалент в 4,7 млн долларов.

Картины Артемизии Джентилески редко выставляются на торги, поскольку сейчас в мире известны лишь около шести десятков её произведений. Причём лишь половина из них окончательно отнесена к наследию художницы. Атрибуция остальных либо находится под вопросом, либо они отнесены к работам её мастерской.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artnet News. Главная иллюстрация: CNBC.com