Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, «Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан» (1862). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Гюстав Курбе создал «Происхождение мира» в 1866 году по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, который собирал эротические картины. На протяжении десятилетий искусствоведы были убеждены, что полуобнажённый торс и бёдра художник писал со своей любовницы, натурщицы ирландского происхождения Джоанны (Джо) Хиффернан. Она же позировала для других работ Курбе, в том числе — «Прекрасной ирландки» и «Спящих» (последнюю тоже заказал Халил-бей). Одновременно у Джо была романтическая связь с другом и коллегой французского живописца — американцем Джеймсом Уистлером.
Однако теория о личности модели повергалась сомнению — главным образом потому, что тёмные волосы на картине Курбе не соответствуют пылающим рыжим кудрям Хиффернан.
Французский историк Клод Шопп обнаружил связь с Кеньё, когда просматривал копии писем Дюма для своей книги. Его озадачило одно конкретное предложение: «Необязательно было изображать самое деликатное и самое громкое [интервью] мадемуазель Кеньё из Оперы». И лишь когда учёный сверился с рукописным оригиналом, он понял, что в его транскрипции произошла ошибка. Слово «интервью» было на самом деле «интерьером», то есть писатель имел в виду «внутреннюю часть» танцовщицы.
Слева: Констанс Кеньё в 1861 году. Фото Надара, источник — Wikipedia
Обена считает, что секрет личности натурщицы был известен узкому кругу посвящённых, но со временем забылся, поскольку Кеньё стала респектабельной дамой, известной своей благотворительностью.
Есть ещё один косвенный аргумент, подтверждающий догадку Шоппа. По словам Обена, после смерти в 1908 году Констанс Кеньё завещала Гюставу Курбе картину с камелиями, в центре которой изображён пышно распустившийся красный цветок. В то время камелии ассоциировались с куртизанками, благодаря роману Дюма «Дама с камелиями», который лёг в основу оперы Верди «Травиата». Обена считает, что это полотно было подарком Констанс от художника и его патрона Халил-бея.
В 1955 году картину приобрёл психоаналитик Жак Лакан для своего загородного дома. Но и там она была скрыта особым образом — за пейзажем, который специально написал Андре Массон, сводный брат Лакана. Этот ландшафт полностью повторял контуры на холсте Курбе и тоже назывался «Происхождение мира». С 1995 года произведение входит в собрание Музея Орсе в Париже.
Обложка французского еженедельного журнала Paris Match от 7 февраля 2013 года, сообщившего об обнаружении «головы» «Происхождения мира»
В 2013 году некий французский коллекционер-любитель объявил, что нашёл в одном из антикварных магазинов портрет, который мог быть частью картины Курбе. Открыватель предположил, что художник отрезал этот фрагмент холста, не желая компрометировать свою натурщицу. Однако кураторы Музея Орсе указали, что полотно из их коллекции имеет стандартный для того времени размер 46 на 55 см, а расположение головы на найденной картине не соответствует позе тела на «Происхождении мира».
По материалам The Guardian. Главная иллюстрация: Gettoimage.Co