Оригинальный плакат «Синематограф Люмьер» («Cinématographe Lumière») — первый в мире кинопостер — был продан на онлайн-торгах Sotheby’s за 160 тыс. фунтов стерлингов (примерно 207 тыс. долларов США). Это более чем в 2,5 раза превысило предварительную оценку в 40 — 60 тыс. фунтов. Афиша более сорока лет находилась в частной французской коллекции.
Аукционный дом заявляет, что это — новый рекорд для плакатов, которые он когда-либо выставлял на продажу. Предыдущий был установлен в сентябре 2017 года, когда постер к фильму «Кинг-Конг» ушёл, как пишет интернет-изадние Artdaily, за 42 тыс. фунтов стерлингов.
Слева: Анри Бриспо, постер «Синематограф Люмьер» (1896). Частная коллекция
Это уникальная коллекционная афиша и настоящий музейный экспонат. Она была создана для первой публичной кинодемонстрации, которая состоялась 28 декабря 1895 года в Индийском салоне Гранд-Кафе, расположенного на бульваре Капуцинов в Париже. Это скромное событие, на которое собралось менее тридцати человек, продолжалось около двадцати минут. Но оно ознаменовало публичный старт одного из важнейших культурных, художественных и социальных явлений XX века. Виктор Перро, который присутствовал на показе, позже описал тот зимний вечер во множестве статей и мемуарах, назвав его «великим историческим началом».
Гранд-Кафе было местом встречи джентльменов, играющих на бильярде, а его небольшое подвальное помещение было оформлено в стиле восточной гостиной. Для демонстрации братьев Люмьер одну из стен затянули белым полотном вроде простыни, а легендарный ныне аппарат под названием синематограф поставили на ступенях позади ста стульев, заимствованных из кафе.
Ещё один постер 1896 года, рекламирующий киносеансы братьев Люмьер. Считается, что это нижняя часть оригинального плаката с кадром из 49-секундной комедии «Политый поливальщик»
Показ включал 10 фильмов, снятых братьями Люмьер, длительностью не более минуты каждый. Некоторые зрители восприняли их с подозрением, другие же казались совершенно потрясёнными. Перро пишет, что когда в зале погас свет, одна дама закричала от ужаса. Позже широко распространились слухи о магии и обмане, словно движущиеся образы были трюком хитрого фокусника. Один человек даже заявил, что несправедливо издеваться над публикой таким образом. Приглашённые представители прессы не явились на сеанс, но заметки о нём удивительным образом вышли в большинстве газет в следующие два дня.
Результат был ошеломительным. 1 и 2 января 1896 года от двух до двух с половиной тысяч зрителей заплатили по одному франку каждый, чтобы увидеть коллекцию движущихся изображений братьев Люмьер. Афиши с рекламой показов были напечатаны и расклеены на стенах по всему Парижу. Их было два вида. На представленной здесь работе художника Анри Бриспо изображена толпа людей, ожидающих входа в Индийский салон. В течение нескольких месяцев кинотеатры Люмьер открылись во всех крупных городах, и сеансы были проведены для большинства глав государств, королей, королев и даже императорской четы России.
Ниже — некоторые киноафиши, которые также были проданы на онлайн-аукционе Sotheby’s в сентябре. Первый постер — «Месть Розовой пантеры» — куплен за 6,5 тыс. фунтов стерлингов при ожидаемых 600 — 800 фунтах.
Ниже — некоторые киноафиши, которые также были проданы на онлайн-аукционе Sotheby’s в сентябре. Первый постер — «Месть Розовой пантеры» — куплен за 6,5 тыс. фунтов стерлингов при ожидаемых 600 — 800 фунтах.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам Artdaily