Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста

Страшные и страшно дорогие: самые ценные киноплакаты, которые конкурируют с картинами. Осторожно — хоррор!

Мне нравится6       0  
Ленты арт-новостей в последнее время полны сенсаций, в которых фигурируют киноплакаты. Никто и не ожидал, что стоимость иных постеров достигнет шестизначных сумм в долларах! За чем идет «большая охота» сегодня, кто эти люди — собиратели постеров, и по каким критериям они оценивают желанную добычу? Посмотрим на «хитовые» афиши и ужаснёмся, ведь среди самых ценных работ лидируют «страшилки»!
Рынок коллекционирования постеров сравнительно молод — с конца 1960-х люди начали ценить свои детские воспоминания, игрушки, спортивные награды и другие памятные предметы. Коллекционирование постеров к фильмам — один из наиболее динамично развивающихся сегментов этого рынка.
Самая дорогая киноафиша, проданная с молотка с начала 2015 года, — это постер к фильму «Франкенштейн», снятому в 1931 году на киностудии Universal Pictures. Плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше высотой почти в 2 метра ушёл на Heritage Auctions в последний уикенд марта за $ 358,5 тыс.



«Франкенштейн» — наряду с «Дракулой» (1931), «Мумией» (1932) и «Человеком-волком» (1941) — входит в перечень классических фильмов-ужасов о «монстрах Universal», которые сделали нарицательным имя актёра Бориса Карлоффа. Постер к фильму «Франкенштейн», ставший «звездой» торгов в конце прошлого месяца, нашёл некий Стив Уилкин в заколоченной будке киномеханика в театре на Лонг-Айленд, где сам работал, будучи подростком. Подобный киноплакат в 2013-м был продан на том же Heritage Auctions за $ 262,9 тыс. То есть за два года цена афиш к «Франкенштейну» выросла почти на сотню тысяч долларов!

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
— Это удивительный постер и реальная часть истории Голливуда, — сказал Грей Смит (Grey Smith), руководитель секции винтажных постеров аукциона Heritage. — Он станет жемчужиной любой коллекции.
Малоформатная афиша к фильму «Франкенштейн» была продана в тот же день за $ 40,6 тыс.

Кто на свете всех ценнее

На стоимость коллекционного киноплаката влияет, прежде всего, то, для какого фильма он создан. То есть, признана ли лента классикой кино или блокбастером, получила Оскаров либо другие награды. Ещё один немаловажный фактор — актёры, которые в ней снялись. До появления трёхминутных трейлеров именно рисованная афиша к фильму должна была передать всю полноту эмоций и вызвать восхищение, которые заставляли публику тратить деньги на сеанс. Неудивительно, что многие постеры, на которых запечатлены лики «апостолов киноиндустрии», стали своеобразными «иконами» для поклонников кино.
По словам Морриса Эверетта-младшего, которому принадлежит крупнейшая коллекция постеров к фильмам, если картина и занятые в ней актёры малоизвестны, то афиша может заинтересовать лишь какого-нибудь историка кино, и её цена будет невысока.
На стоимость киноафиши к фильму влияют ещё два фактора: тираж (оригинал или дополнительно выпущенная копия) и степень её сохранности. Следы реставрации, сгибы, дыры или надрывы непосредственно на изображении, а также то, что оно наклеено на холст, картон или фанеру, — существенно снижают цену.



Самый дорогой постер к фильму за всю историю публичных аукционов — афиша фильма «Лондон после полуночи» 1927 года. Плакат классического «ужастика» ушёл с молотка на Heritage Auctions в ноябре 2014-го за рекордные $ 478 тыс. Сам хоррор с Лоном Чейни в главной роли считается навсегда утраченным: последняя его копия сгорела при пожаре на студии MGM в 1967 году.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
В 1927 году на экраны вышла ещё одна новаторская лента, ставшая впоследствии культовой. Спустя 85 лет постер к фильму «Метрополис» был продан одним лотом с афишами «Кинг-Конга» (1933), «Человека-невидимки» (1933), «Мышьяка и старых кружев» (1944), а также несколькими рисунками Элвиса Пресли за $ 1,2 млн долларов.

Афиша к международной премьере фильма «Метрополис» — без титров в нижней части — пока что венчает топ самых дорогих постеров в кино, когда-либо проданных отдельно и вне аукционов. В 2005-м году её купили за $ 690 тыс. долларов в частной сделке. «Немецкий брат» этого киноплаката (а всего в мире известно о четырёх копиях постеров к «Метрополису») — уже с титрами на немецком — был продан в 2000 году за $ 357,750.

Немой кинофильм «Метрополис» снял режиссёр Фриц Ланг (Fritz Lang, 1890 — 1976) по роману своей жены Тэа фон Харбоу (Thea von Harbou, 1888 — 1954). Это урбанистическая антиутопия 2000 года: «хозяева жизни», обитающие в роскошных небоскрёбах, эксплуатируют рабочих, живущих под землёй. Автор постеров в стиле ар-деко, немецкий художник-график Хайнц Шульц-Нойдамм (Heinz Schulz-Neudamm, 1899 — 1969), изобразил на них одного из главных персонажей фильма, женщину-машину, на фоне небоскрёбов Метрополиса.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Среди собирателей, ценителей и счастливых обладателей постера к «Метрополису» — Лео ди Каприо! Посетите его арт-коллекцию в публикации на «Артхиве»

Сотни тысяч за ужасы

Вот несколько афиш из списка самых дорогих в мире. Киностудии выпускали несколько версий киноплакатов к конкретному фильму, которые обозначали буквами A, B и так далее.
  • Постер к фильму «Дракула» (1931, режиссёр Тод Браунинг) был частью личной коллекции голливудского актёра Николаса Кейджа. В 2009 году плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше был продан за $ 310,7 тыс. В настоящее время существует лишь три копии этой афиши стиля F
  • Афиша в стиле D к классическому хоррору «Невеста Франкенштейна» (1935, режиссёр Джеймс Уэйл) в 2007 году ушла с молотка за $ 334,6 тыс. на Heritage Auctions. Продавцом был аноним, который ранее держал её в частной коллекции
  • Единственный известный экземпляр постера стиля B к картине «Чёрный кот» (1934, режиссёр Эдгар Георг Ульмер) был продан на Heritage Auctions два года спустя за ту же цену, что и «Невеста Франкенштейна». Интересно, что до торгов этот плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше не выставлялся
  • Ещё один классический «ужастик», где главную роль сыграл Борис Карлофф, – «Мумия» (1932, режиссёр Карл Фройнд). Этот постер был продан за $ 435,5 тыс. в 1997 году и является самой дорогой афишей к фильму американского производства
  • Афиша стиля A к монстр-муви «Кинг-Конг» (1933, режиссёры Мериан Купер и Эрнст Шодсак) была продана за $ 244,5 тыс. в 1999 году
  • Для сравнения – киноплакат стиля B к фильму «Кинг-Конг»
По словам коллекционеров, афиши к научно-фантастическим фильмам и триллерам пользуются стабильно высоким спросом. Остальные категории киноплакатов существенно уступают им в цене. Так, на Heritage Auctions Texas в конце марта нынешнего, 2015-го, года вторым по стоимости лотом стал постер к фильму «Мальтийский сокол» (1941), сделавшему Хамфри Богарта звездой первой величины. Плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше обошёлся покупателю в $ 191,2 тыс.
Постеры к «Волшебнику из страны Оз» (1939), «Песне песней» с Марлен Дитрих (1933), «Ребекке с фермы Саннибрук» (1917) с Мэри Пикфорд и «Касабланке» (1942) стоили значительно дешевле — $ 65,7, 35,85, $31 и 21,5 тыс. соответственно.
Тем не менее, общая выручка аукциона превысила $ 2 млн: все 835 лотов, выставленных в те выходные, нашли своих покупателей. В том числе — и рисунок Акиро Куросавы к фильму «Тень воина» (Kagemusha), вышедшему в 1980 году. Покупатель выложил за него $ 15,5 тыс.
Кстати, знатоки ожидают, что вскоре на рынке кинопостеров «пойдут вверх» афиши к фильмам 1980-х годов — при условии что те, конечно, будут признаны классикой мирового кино.
По этой причине отечественный рынок киноафиш пока существенно отстаёт от западного. Постеры к советским фильмам имеют ценность только для тех, кто помнит ленты того периода, и вряд ли будут интересны коллекционерам из других стран.
Одним из немногих исключений является постер к фильму Сергея Эйзенштейна
При подготовке этой статьи я встретил предложение одного собирателя редкостей. Он выставил на продажу почти 190 киноафиш 50-х — 70-х годов, среди которых «Алёшкина любовь», «Ошибка резидента», «Начальник Чукотки», «Будни уголовного розыска» и другие. И хотя продавец написал, что основная масса плакатов находится в коллекционном состоянии, на фотографиях видно, что они хранились сложенными в три-четыре раза, а это существенно снижает их ценность. За весь пакет продавец просил эквивалент приблизительно $ 1,5 тыс.
Таковы парадоксы рынка постеров: отдавая должное линиям, цвету и экспрессии, мы говорим о качестве и сохранности бумаги, а также об исторических событиях, на фоне которых выходили фильмы. Однако ныне киноафиши, постеры и плакаты к фильмам — выгодные объекты инвестирования, растущие в цене «арт-предметы» эпохи потребления самого массового из искусств.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP