Художественным произведением, с которого начался кубизм
, стала картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Художник вынашивал свой замысел годами, а затем за 9 месяцев создал более 800 эскизов и зарисовок. Картина-исследование, картина-поиск — истории ее появления посвящается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая открывается в ГМИИ им. Пушкина 30 августа 2018 года. Экспозиция начинает осенний сезон из серии выставок, посвященных Пабло Пикассо, его семье и парижским сподвижникам.
Большинство эскизов и набросков к «Авиньонским девицам» долгое время хранились у самого художника. Позже маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была куплена Домом-музеем Пикассо в Малаге.
На московской выставке впервые показывают более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года.
На московской выставке впервые показывают более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года.
Эскиз к "Авиньонским девицам"
1907, 133.5×81 см
Инсталляция «Анатомия кубизма» позволит широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907−1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг. Откроет выставку картина Поля Сезанна «Купание» (1890−1894) из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Поль Сезанн. «Купание». 1890−1894
«Сезанн! Он наш общий отец», — восклицал Пикассо, а современный французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал два десятилетия и создал более сорока вариантов, - считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.
«Гид по Пушкинскому» — бесплатное мобильное приложение от команды авторов Артхива. Вся информация о шедеврах одного из крупнейших музеев зарубежного искусства — теперь в вашем смартфоне. Авторские аннотации к картинам и аудиогиды, возможность распознавания картин, текущая информация о выставках.
Авиньонские девицы
1907, 243.9×233.7 см
Картина Пикассо, вокруг которой выстраивается выставка в Пушкинском музее, первоначально была названа художником «Бордель в Авиньоне», или «Философский бордель». По словам Пикассо, он назвал ее так в память о том времени, когда жил неподалеку от квартала «красных фонарей» в Барселоне — Carrer d’Avingo. Новое, более благопристойное название для полотна придумал художественный критик Андре Сальмон, организовавший выставку Пикассо в 1916 году, на которой «Авиньонские девицы» были впервые представлены публике. И даже спустя девять лет после создания картину назвали аморальной. Зрителей поражала не только бесстыдная нагота изображенных на полотне женщин, но и отказ Пикассо от общепринятых живописных канонов.
«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего… Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника, кроме рисунков из коллекции испанского музея, в экспозиции «Анатомия кубизма» будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина.
Сидящая фигура. Эскиз к "Авиньонским девицам"
1907, 121×93.5 см
С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы предстоящей выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо. Выставка «Анатомия кубизма» позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.
Обнаженная с поднятыми руками. Авиньонская танцовщица
1907, 150×100 см
Серию осенних выставок в Пушкинском музее с 25 сентября продолжает экспозиция, посвященная парижскому салону баронессы Елены Францевны Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века.
Художница, литератор, выдающаяся личность — более всего баронесса Эттинген была известна как хозяйка литературно-художественного салона «Золотое сечение», который она организовала в своем особняке на бульваре Распай, 229, в начале 1910-х годов. Здесь встречался весь цвет авангарда — русского и французского. Здесь, фактически, и родился кубизм . Завсегдатаями «Золотого сечения» были Пабло Пикассо и Анри Матисс, Гийом Аполлинер и Жорж Брак, Марк Шагал и Михаил Ларионов. Экспозиция, посвященная Салону баронессы Эттинген, логически продолжит «Анатомию кубизма», раскрыв новые грани не только этого художественного течения, но и жизнь, и взаимные творческие связи художников, сторонников и противников новых направлений в искусстве.
Художница, литератор, выдающаяся личность — более всего баронесса Эттинген была известна как хозяйка литературно-художественного салона «Золотое сечение», который она организовала в своем особняке на бульваре Распай, 229, в начале 1910-х годов. Здесь встречался весь цвет авангарда — русского и французского. Здесь, фактически, и родился кубизм . Завсегдатаями «Золотого сечения» были Пабло Пикассо и Анри Матисс, Гийом Аполлинер и Жорж Брак, Марк Шагал и Михаил Ларионов. Экспозиция, посвященная Салону баронессы Эттинген, логически продолжит «Анатомию кубизма», раскрыв новые грани не только этого художественного течения, но и жизнь, и взаимные творческие связи художников, сторонников и противников новых направлений в искусстве.
Радость жизни
1906, 175×241 см
Музейный сезон, посвященный Пикассо и его современникам, завершит масштабный проект, тема которого — история взаимоотношений художника и его возлюбленной, жены, балерины Ольги Хохловой.
Портрет Ольги
1923, 130×97 см
Экспозиция готовится в тесном сотрудничестве с Музеем Пикассо в Париже — ведущим центром изучения его наследия. Известно, что Пикассо и Хохлова встретились в 1917 году во время работы над постановкой балета «Парад» в труппе Русских балетов Сергея Дягилева; Пикассо оформлял спектакль, Ольга была танцовщицей. Их роман обернулся для художника чередой серьезных событий: Ольга стала первой законной супругой мастера, музой «классического» периода его творчества.
Ольга в задумчивости
1923, 105×74 см
Выставка «Анатомия кубизма» в ГМИИ им. Пушкина будет работать с 30 августа по 28 октября 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина и собственным публикациям Артхива. Картины, использованные в качестве иллюстраций к материалу, приведены для ознакомления и могут не присутствовать на выставке. Главная иллюстрация — Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы» (фрагмент), 1907.
Подготовлено по материалам пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина и собственным публикациям Артхива. Картины, использованные в качестве иллюстраций к материалу, приведены для ознакомления и могут не присутствовать на выставке. Главная иллюстрация — Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы» (фрагмент), 1907.