Необычный портрет Макса Эрнста полон намёков на сложные и амбивалентные чувства художницы к её возлюбленному.
Леонора Каррингтон, «Портрет Макса Эрнста» (1939). Национальные галереи Шотландии
Леонора Каррингтон (1917 — 2011) родилась в Ланкашире, в семье богатого текстильного промышленника. С детства она была бунтаркой — её дважды выгоняли из школы в Англии, отправили во Флоренцию, а затем в Париж, где она проявила интерес к искусству. Когда 18-летняя девушка вернулась в Британию, семья надеялась, что она найдёт себе хорошую партию. Но у независимой Каррингтон были другие взгляды.
С Максом Эрнстом (1891 — 1976) она встретилась на обеде в Лондоне, где изучала живопись. Каррингтон едва исполнилось 20 лет, ему же было 46 лет, и он состоял во втором браке. Между ними сразу начался роман, и когда Эрнст вернулся в Париж, Каррингтон последовала за ним. Там они попали в круг таких художников как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Леонор Фини и Жоан Миро. В январе 1938 года картины Каррингтон участвовали в крупной выставке сюрреалистов в Галерее изящных искусств.
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст во Франции в 1939 году. Фото: Ли Миллер
На портрете кисти Каррингтон преждевременно поседевший Эрнст с пронзительными голубыми глазами изображён в красном халате из меха или пушистых перьев, который заканчивается рыбьим хвостом (возможно, это отсылка к русалке, которую сделал из бетона для их сада). На одну из его ног надет жёлтый носок в полоску, в правой руке он держит зелёный фонарь с заключённой внутри лошадью. Герой стоит на фоне ледяного пейзажа с горами на горизонте, а ещё одна лошадь, обвешанная сосульками, сидит за его плечом.
Значение картины трудно расшифровать, а сама Каррингтон отказывалась интерпретировать или пояснять свою работу. Подсказки, предположительно, содержатся в её коротких рассказах, ряд которых был опубликован в конце 1930-х и 1940-х годах. В её сочинениях и картинах лошади имели особое значение, выступая в качестве суррогатных автопортретов. Её образ Макса Эрнста отражает некоторую двойственность в их отношениях, чувство эмоционального подчинения и необходимость выйти из тени Эрнста.
Портрет Эрнста после перешёл в коллекцию дочери Пегги Гуггенхайм, та передала его своему мужу, британскому художнику Ральфу Рамни, и с тех пор работа находилась в частных коллекциях. Теперь портрет займет свое место в шотландском музее — это первая работа художницы в коллекции, где уже имеется ряд работ Макса Эрнста.
По материалам Artdaily