Кемп, почётный профессор истории искусств в Оксфордском университете, считает, что «похожие на вермишель» волосы выглядят неубедительно. «Шанс на то, что это Леонардо — меньше нуля. „Мёртвый сезон“ для него не заканчивается никогда» — сказал он в интервью The Guardian.
До наших дней сохранились лишь немногие подлинные произведения Леонардо да Винчи, и почти все они находятся в музейных собраниях. Отчасти это объясняется тем, что его академические и научные интересы были невероятно широки и включали также изобретения, например, летательные аппараты и осадные механизмы.
За всю свою жизнь художник оставил множество незавершённых проектов.
Слева: «Туринский автопортрет» Леонардо да Винчи, атрибутированный в XIX веке, несмотря на известность, всё ещё вызывает споры. Ряд искусствоведов, в том числе и Мартин Кемп, критикуют это утверждение
Это, в частности, скрытые надписи и последовательность цифр, а также подпись Леонардо задом наперёд (в его более поздних тетрадях есть множество заметок «зеркальным письмом»). Вместе они складываются в кодированное сообщение, которые учёные перевели как «Я, Леонардо да Винчи, родившийся в 1452 году, представил себя в виде Архангела Гавриила в 1471-м».
За последние 10 лет различные эксперты несколько раз объявляли об обнаружении ранее неизвестных работ Да Винчи. Так, в 2016 году французский аукционный дом Tajan сообщил, что в коллекции некоего врача-пенсионера нашёлся набросок фигуры святого Себастьяна, сделанный мастером.
Подлинность рисунка размером 19×13 см удостоверила Кармен Бамбак из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Слева: рисунок с изображением мук святого Себастьяна, приписанный Леонардо да Винчи и оценённый примерно в 16 млн долларов. Фото: Tajan
По материалам The Guardian. Главная иллюстрация — EPA