Новый Рембрандт? Дилер утверждает, что открыл неизвестную картину мастера
Голландский арт-дилер Ян Сикс заявляет
, что ему принадлежит одно из самых громких открытий нескольких последних десятилетий — новая
, ранее совершенно неизвестная картина
Рембрандта Харменса ван Рейна. Торговец произведениями искусства купил изображение безымянного юноши на аукционе Christie’s в Лондоне в 2016 году за 137 тыс. фунтов стерлингов
(около 185 тыс. долларов США). Если он окажется прав
, «Портрет молодого джентльмена» будет стоить много миллионов.
Холст, о котором идёт речь, имеет размер 101 на 74 см. На нём изображён молодой человек в чёрном бархатном одеянии с белым кружевным воротником и кожаными перчатками. Есть предположение, что это часть большого двойного портрета.
В 2016 году предварительная оценка неопознанной картины, которую отнесли к «кругу Рембрандта», составляла всего 15 — 20 тыс. фунтов стерлингов (20 — 27 тыс. долларов).
Слева: «Портрет молодого джентльмена» (ок. 1635), предположительно написанный Рембрандтом
Арт-дилер, купивший лот, — прямой потомок и полный тёзка мэра Амстердама XVII века, изображённого на одной из самых важных картин Рембрандта, «Портрете Яна Сикса». Это полотно сохранялось в семье в течение 11 поколений. Естественно, нынешний Ян Сикс вырос специалистом по старым мастерам.
Ян Сикс объявил о своей находке в голландской общенациональной газете NRC Handelsblad после публикации книги « молодого джентльмена Рембрандта». Там подробно описаны доказательства, которые он собрал для подтверждения атрибуции. Галерист проводил исторический и технический анализ картины в течение 18-ти месяцев. Сюда входили анализ образцов красок, рентгеновское и другое технологическое сканирования. Он также показал свою находку примерно полутора десятку экспертов по Рембрандту.
Ян Сикс вставляет в раму во время пресс-конференции 16 мая 2018 года. Фото: François Lenoir / Reuters
В частности, подлинность картины удостоверил Эрнст ван де Ветеринг — ведущий мировой авторитет по творчеству Рембрандта, автор шеститомного энциклопедического реестра произведений художника. Эту картину искусствовед теперь поместил в перечень под номером 342.
«Я абсолютно убеждён, что это подлинный Рембрандт и интересный вклад в его наследие», — цитирует ван де Ветеринга газета The New York Times. Его выводы подтверждает Норберт Миддлкооп, куратор Амстердамского музея. Он считает, что был написан в 1634 — 1635 годах, когда художнику было около 29 лет.
С коллегами согласен британский искусствовед и телеведущий Бендор Гросвенор, известный открытиями произведений старых мастеров. «Я видел картину [перед продажей] и думал, что это, вероятно, Рембрандт, — сказал он. — Ян провёл много исследований, и если Эрнст ван де Ветеринг согласен, что это Рембрандт, я не знаю, что ещё можно сделать». По словам Гросвенора, аукционом «работа была покрыта грязью и потемневшим лаком, было нелегко рассмотреть изображение».
Слева: автопортрет Рембрандта из Галереи Уффици, написанный ок. 1634 года, в период возможного создания «Портрета молодого джентльмена»
Впрочем, не все эксперты готовы принять приведённые аргументы. «Мы следим за исследованиями, и сейчас хотели бы получить возможность присоединиться к остальным в изучении работы и рассмотрении доказательств», — сказал Дэвид де Витт, старший куратор Дома-музея Рембрандта в Амстердаме.
Рембрандт, «Портрет Мартина Солманса» (1634). Лувр - Рейксмузеум
Рембрандт, «Портрет Опьен Коппит» (1634). Лувр - Рейксмузеум
Консерваторы из амстердамского Рейксмузеума также изучили картину с помощью макрофлуоресцентного сканирования. Образцы пигмента они сравнили краской на паре холстов «Мартин Солманс» и «Опьен Коппит», которые музей приобрёл на пару с Лувром в 2015 году за 180 миллионов долларов.
«У „Портрета молодого джентльмена“ много общих черт с портретом Мартена Солманса, — сказала руководитель отдела консервации картин Петрия Нобл. — Но он требует дополнительных исследований». «Лично мне кажется, это может быть настоящий Рембрандт, но единственное, чего я хочу — это продолжать исследования», — добавила она.
Последней прежде неизвестной работой Рембрандта, которая прошла полную атрибуцию, была небольшая ранняя картина «Крещение евнуха». Эксперты подтвердили её авторство в 1974 году. Кроме того, в 2015-м на аукционе в Нью-Джерси была обнаружена жанровая сцена «Пациент без сознания (Обоняние)», знакомая искусствоведам лишь по записям.
Ян Сикс считает, что найденную им картину до сих пор просто не распознали. «Мне кажется, она сотни лет висела в холле загородной усадьбы, и на неё не обращали внимания, — сказал он. — Это кажется нереальным, но такое случается».
Теперь арт-дилер намерен продать холст, но пока ещё не готов назвать даже приблизительную цену. По данным artnet, в 2009 году подписанный и датированный Рембрандтом « мужчины с рукой на боку» (1658) был продан на аукционе Christie’s в Лондоне за 20,2 млн фунтов стерлингов (33,2 млн долларов). Это самая высокая цена за работу этого голландского мастера на открытых торгах.
По материалам газеты
The New York Times и
artnet News. Главная иллюстрация: арт-дилер Ян Сикс делает селфи на фоне купленной им картины; фото Koen Van Weel / AFP