Картина «Иисус, молящийся перед крестом», случайно обнаруженная аукционистами во Франции, является подлинным произведением французских художников XVII века Антуана, Луи и Матье Ленен. К такому выводу пришли специалисты, разносторонне изучив великолепно сохранившееся полотно.
Картина маслом размерами 72 на 54 см изображает Иисуса в возрасте 6−8 лет на коленях и со скрещёнными над сердцем руками. Это светловолосый голубоглазый мальчик с нежной кожей и ангельским лицом. Его окружают кувшин, прикрытый полотенцем, из которого Понтий Пилат умыл руки, лестница, с помощью которой тело сняли с креста, молоток, гвозди и другие предметы, связанные со Страстями Христовыми. Сумрачный пейзаж
и тяжёлый фиолетовый занавес придают контрастность этой необычной сцене.
Иисус, молящийся перед крестом
1640-е
, 72×54 см
По словам эксперта Стефана Пинты, это «исключительно важная работа братьев Ленен, вероятно, созданная между 1642-м и 1648 годами, через несколько лет после рождения Людовика XIV».
Специалисты единодушны в том, что это — подлинное ранее неизвестное произведение знаменитых братьев. «Если посмотреть на лицо ребёнка, можно увидеть характерные для моделей этих художников „фетиши“», — утверждает Стефан Пинта.
Два исследования с помощью инфракрасных и рентгеновских лучей подтверждают догадку учёных.
Слева: фрагмент картины «Иисус, молящийся перед крестом», приписанной братьям Ленен. Фото: Rouillac
Глава аукционного дома Rouillac Филипп Руйяк говорит, что находку также сравнивали с пятнадцатью другими работами братьев Ленен из коллекции Лувра (всего в мире известно 75 их произведений). «Нет и тени сомнения, что это их картина, причём одна из самых красивых», — заявил он.
Искусствовед Стефан Пинта изучает найденное полотно. Фото: Guillaume Souant / AFP
Аукционист рассказал, что в октябре 2017 года вместе с сыном Имериком ездил в Вандею по приглашению 70-летней местной жительницы. «Она объяснила, что распродаёт в интернете старое барахло, но у неё есть сомнения по поводу картины, подаренной бабушкой в 1950-х годах», — говорит он. По словам Имерика Руйяка, полотно висело в гостиной, и хозяйка разрешила забрать его на экспертизу.
Картина «Иисус, молящийся перед крестом» будет выставлена на торги 10 июня в Шато д’Артиньи. Аукционисты говорят, что минимальная цена составляет один миллион евро, однако исключительность работы может поднять её стоимость до рекордного уровня. Впрочем, государство может наложить временное вето на продажу с тем, чтобы выкупить шедевр по «справедливой рыночной цене».
Картина «Иисус, молящийся перед крестом» будет выставлена на торги 10 июня в Шато д’Артиньи. Аукционисты говорят, что минимальная цена составляет один миллион евро, однако исключительность работы может поднять её стоимость до рекордного уровня. Впрочем, государство может наложить временное вето на продажу с тем, чтобы выкупить шедевр по «справедливой рыночной цене».
Искусствовед Стефан Пинта и аукционист Имерик Руйяк с полотном, обнаруженным у 70-летней жительницы Вандеи. Фото: Guillaume Souant / AFP
Братьев Антуана, Луи и Матье Ленен называют тремя самыми загадочными художниками во французской истории. О них известно очень мало. Они жили вместе, в 1630-х — 1640-х годах делили мастерскую в Париже, где писали алтари, религиозные сцены, портреты, небольшие работы на меди или дереве, а также сцены из крестьянской жизни. Картины заказывали как представители королевских дворов, так и Церковь.
На неоконченном общем портрете «Трое мужчин и мальчик» (ок. 1648) из Национальной галереи в Лондоне братья изобразили себя стоящими плечом к плечу
Братья также были членами-основателями Королевской академии, созданной всего за два месяца до почти одновременной смерти Антуана и Луи в 1648 году. Матье — самый амбициозный — пережил их примерно на 30 лет. Однако он практически забросил живопись, вступил во владение отцовской фермой и стал лейтенантом городской милиции.
Большинство картин братьев не подписаны либо обозначены просто «Le Nain», однако видно, что их писали разные люди. Художники были забыты в XVIII веке, но затем заново открыты примерно через 200 лет после своей смерти писателем и искусствоведом Шанфлёри.
Большинство картин братьев не подписаны либо обозначены просто «Le Nain», однако видно, что их писали разные люди. Художники были забыты в XVIII веке, но затем заново открыты примерно через 200 лет после своей смерти писателем и искусствоведом Шанфлёри.
Четыре фигуры за столом
1643, 44.8×55 см
Весной 2017 года аукционный дом Christie’s заявлял на продажу авторскую копию полотна «Четыре фигуры за столом», оригинал которой хранится в Национальной галерее в Лондоне. Ожидаемая цена группового портрета составляла 800 тыс. — 1,2 млн долларов США. Однако позже по неизвестным причинам он был снят с торгов.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта аукционного дома Rouillac и Culturebox