Работы Хуана де Сурбарана чрезвычайно редки — до наших дней дошло лишь около дюжины натюрмортов. Творчество этого живописца было забыто почти на 300 лет, и только в 1938 году он присоединился к пантеону великих испанских мастеров барокко . Всё это время получить заслуженное признание ему мешала слава отца, но теперь искусствоведы оценили оригинальный вклад Хуана в традицию натюрморта (или «бодегона») Золотого века Испании.
В своей картине, написанной в последние годы жизни, Хуан де Сурбаран сочетает монументальность композиции с необычайной изысканностью и достоверностью изображения. В центре внушительного натюрморта находится большая плетёная корзина, наполненная зрелыми лимонами, вероятно, только что сорванными с дерева. Ансамбль дополняют цветок лимона, красные гвоздики, синие дельфиниумы, две белые розы, лилии и тюльпан.
В левом нижнем углу на серебряном подносе стоит сине-белая чаша из тонкого фарфора, наполненная водой. В ней плавает одинокая лилия, а на краю сидит щегол. Как и в картине «Кубок с водой и роза» де Сурбарана-старшего, эти объекты наверняка несут определённый смысл: вода и лилия символизируют чистоту Богородицы, а щегла часто связывают со Страстями Христовыми и жертвенностью.
Слева: Хуан де Сурбаран, фрагмент «Натюрморта с лимонами в плетёной корзине» (1643 — 1649). Национальная галерея, Лондон
Картина Джона Сингера Сарджента «Винные бокалы» (ок. 1875) также принадлежала приватному ценителю. Он пожелал передать её музею по схеме, которая позволяет гражданам страны жертвовать предметы искусства или объекты исторической ценности государству в счёт уплаты налогов.
До сих пор в Национальной галерее хранилась лишь одна картина Сарджента — «Портрет лорда Рибблсдейла». Художник написал его в 1902 году, будучи уже зрелым мастером.
Этюд «Винные бокалы» с видом веранды 19-летний юноша создал, вероятно, в Бретани. Там он проводил лето 1875 года — вскоре после первой выставки импрессионистов в Париже. Мазки голубого пигмента на тёмно-красной поверхности вина, эффектные пятна солнечного света на скатерти и полу, а также ощущение неторопливой лёгкости, исходящее от полотна, показывают, насколько внимательно молодой живописец отнёсся к художественным новшествам Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.
Слева: Джон Сингер Сарджент, «Портрет лорда Рибблсдейла» (1902). Национальная галерея, Лондон
Напомним, сейчас в лондонской Национальной галерее проходят две большие выставки: крупнейшая за последние 20 лет ретроспектива «Моне и архитектура» и «Мурильо. Автопортреты», где впервые в истории воссоединились оба известных «селфи» мастера наряду с другими его работами. Первая экспозиция будет работать до 29 июля, вторая — до 21 мая.
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне