25 мая 2018 года Государственный Русский музей откроет для публики грандиозную экспозицию работ Кузьмы Петрова-Водкина (1878−1939), посвященную 140-летию со дня рождения мастера. В залах корпуса Бенуа будут показаны работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях.
На представительной выставке будут показаны около 250 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа. Экспонаты предоставили Художественный музей города Хвалынска, где родился художник, Петербургский театральный музей, Музей театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, а также региональные художественные музеи и частные коллекционеры Петербурга и Москвы.
Богоматерь «Умиление злых сердец»
1915, 100×110 см
Одна из изюминок предстоящей выставки — этюды и эскизы к известным картинам мастера. Представленные рядом с завершенными произведениями Кузьмы Петрова-Водкина из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи, они позволят зрителям воочию представить процесс работы художника над его знаменитыми картинами.
1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)
1920, 73×92 см
Рисование привлекало Кузьму с детства. В Хвалынске он учился в училище прихода, где состоялось его первое знакомство с искусством. Наблюдая за местными иконописцами, мальчик начал делать первые шаги в живописи: пробовал писать пейзажи и даже иконы. После окончания учебы, провалившись на экзамене при поступлении в училище в Самаре, Петров-Водкин смог попасть к художнику Федору Емельяновичу Бурову, у которого он получил начальные навыки своей будущей профессии. В дальнейшем он продолжил обучение в Петербурге, в училище Штиглица, куда был зачислен благодаря покровительству архитектора Мельцера, а также в Москве. Наставником Петрова-Водкина был Валентин Серов. Больше подробностей о жизни художника читайте в биографическом очерке Артхива.
Смерть комиссара
1928, 196×248 см
«Художник и объединения» — такой могла бы быть тема отдельного исследования, о трансформации творчества мастера на фоне исторических событий разных лет. В 1911 году Кузьма Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». После Революции в числе других деятелей науки и искусства он становится членом-учредителем Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924). С распадом этого союза, в 1924 году, Петров-Водкин стал участником объединения «Четыре искусства».
1919 год. Тревога
1934, 169×138 см
Художник активно занимался преподаванием с 1910-го года, работая в Школе Елизаветы Званцевой. Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика, в частности, последовательно внедряемая Львом Бакстом, который и привел Петрова-Водкина в качестве преподавателя себе на смену. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно старшим товарищем по искусству. С 1918 по 1932 годы Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств, пережив вместе с ней все реорганизации и переименования. Его система в какой-то период была практически единственной учебной методологией, в полной мере отработанной и цельной, так что за это время с Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.
Тревога
1926, 75×71 см
Полагаем, что большое количество работ и прекрасно выстроенная экспозиция позволят посетителям узнать много нового, и, в первую очередь, увидеть большое количество работ мастера, отличных от «программных». В ожидании большой выставки предлагаем посмотреть виртуальный тур по залу номер 76 Русскго музея, где работы Кузьмы Петрова-Водкина представлены в постоянной экспозиции.
Автопортрет
1918, 71×58 см
Выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения"
в Государственном Русском музее пройдет с 25 мая по 20 август 2018 года
в Государственном Русском музее пройдет с 25 мая по 20 август 2018 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия». 1925. Подготовлено по пресс-релизам Государственного Русского музея и публикациям Артхива.