Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Редкие картины из коллекции покровителей Эдуара Вюйара уйдут с молотка

Мне нравится5 
Аукционный дом Christie’s выставит на продажу одну из самых редких коллекций живописи XX века. Центральными лотами на торгах «Дань семье Хессель: меценаты и модели» станут работы французского художника-модерниста Эдуара Вюйара из собрания арт-дилера Йоса Хесселя и его жены Люси. Подборка даёт уникальное представление об этой паре и их близких отношениях с живописцем.
Супруги Хессель впервые познакомились с Эдуаром Вюйаром в 1895 году и последующие 40 лет эклектичной и плодотворной карьеры оказывали художнику как финансовую, так и творческую поддержку. Еврей бельгийского происхождения Йос Хессель был эксклюзивным продавцом его произведений, в то время как Люси — музой и любовницей.
Жан Эдуар Вюйар. Йос Хессель перед «Дианой на отдыхе» Кера-Ксавье Русселя
Жан Эдуар Вюйар. Мадам Хессель за чтением вечерней газеты
  • Эдуар Вюйар, «Йос Хессель перед «Дианой на отдыхе» Кера-Ксавье Русселя» (1930-е). Эстимейт - 20-30 тыс. евро
  • Эдуар Вюйар, «Мадам Хессель за чтением вечерней газеты» (1915-16). Эстимейт - 200-300 тыс. евро
Эдуар Вюйар, родившийся в 1868 году, входил в группу молодых художников под названием «Наби» (от слова «нави» — «пророки» на иврите). Его квартира находилась неподалёку от постоянного местах их встреч — кафе «Виплер» на Пляс-де-Клиши. Вюйар жил там с матерью-портнихой вплоть до её смерти, когда самому живописцу уже исполнилось 60 лет.

Пытаясь справиться с финансовыми трудностями, женщина организовала в квартире швейную мастерскую. Сочетание жилого и рабочего пространства хорошо видно на картине «Подметальщица. Улица Сан-Оноре, 346», написанной в год встречи с Хесселями. Это роднит работу с произведениями голландских художников, которыми Вюйар любовался в Лувре.
Скатерть, переброшенная через спинку стула на переднем плане, вот-вот будет расстелена на столе перед семейным ужином. Это внутреннее пространство, где разворачиваются сцены повседневной жизни, стало основной темой живописи Вюйяра. В подобных интерьерах — с обоями и обивкой, плотно расположенными рядом двумерными узорами — чувствуется влияние японских гравюр.

Жан Эдуар Вюйар. Люси Хессель


Вместе с тем «Подметальщица» демонстрирует постепенный переход Вюйара от плоских цветов 1890-х годов к более сгруппированным краскам, а также к более подробному изображению пространства, в котором создаётся ощущение глубины. Цвета используются уже не просто для описания, но передают эмоции.

Молодой Анри Матисс (большой поклонник и коллекционер Вюйара), следуя по стопам предшественника, уловил этот тонкий хроматический «настроенческий» баланс, что позже привело его к фовизму.

Слева: Эдуар Вюйар, «Люси Хессель» (1924). Эстимейт — 100−150 тыс. евро

Сцена «Подметальщица. Улица Сан-Оноре, 346» станет «звездой» распродажи на Christie’s. Однако сколько аукционный дом планирует выручить за неё, неизвестно: эстимейт картины предоставляется по запросу.

Супруги Хессель стали не только важными покровителями и верными друзьями Вюйяра, но и его постоянными моделями. Свою близость с патроном художник раскрывает в неформальном портрете, который предварительно оценён в 80−120 тыс. евро. Здесь автор позволил себе добавить юмористические штрихи к изображению натурщика с сигаретой, которого отвлекли от чтения газеты. Однако твёрдый, почти пугающий, взгляд Йоса Хесселя напоминает о его статусе богатого и сильного человека, одного из самых выдающихся коллекционеров и торговцев произведениями искусства XX века.
О роде занятий Хесселя говорит картина за его спиной — «Дома вдоль дороги» (1881) Поля Сезанна. Арт-дилер купил полотно в начале своей карьеры, а сейчас оно входит в коллекцию Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В каком-то смысле Вюйяр отдаёт дань уважения Сезанну как «отцу модернизма», а своему покровителю и другу — как стороннику и знатоку авангардного искусства. Пожалуй, это произведение наиболее ярко иллюстрирует фразу художника: «Я не делаю портреты. Я пишу людей в их обстановке».

Кстати, продав одну из работ Сезанна, Хессели купили усадьбу в Вокрессоне, которую назвали в честь художника — «Кло Сезанн» (Clos Cézanne). Вполне возможно, что речь идёт именно о «Домах вдоль дороги». Участок у дома и его хозяева запечатлены на пейзаже «Утро в саду» Вюйара, который также выставлен на продажу с предварительной оценкой в 400−600 тыс. евро.
К сожалению, патронаж Хесселей и других меценатов не пошёл на пользу Вюйару. Благодаря богатым покровителям, ему не пришлось продавать свои картины в галереях, и в 1900-х годах продуктивность художника снизилась. Спустя многие годы его имя и творчество были не столь известны, как имена и работы коллег-современников Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо, а популярность пришла лишь в середине XX века.

Жан Эдуар Вюйар. Люси Хессель и Лулу, или Телеграмма


К концу жизни Эдуар Вюйар «застрял» и становился всё более мрачным. Он скончался от сердечного приступа в доме Хесселей в 1940 году — всего за неделю до нацистской оккупации Франции. К тому времени «декоративные» картины, которые создавал художник, вышли из моды — всё большее значение в мире искусства завоёвывал абстракционизм. Однако сейчас, в нашу «рванную и фрагментированную» эпоху, тихие миры на холстах Вюйяра кажутся убежищем от шума и хаоса.

Слева: Эдуар Вюйар, «Люси Хессель и Лулу, или Телеграмма» (1924). Эстимейт — 100−150 тыс. евро

На распродажу «Дань семье Хессель: меценаты и модели» будет выставлено 17 картин Эдуара Вюйара — самая значительная подборка произведений художника, которая когда-либо появлялась на аукционе. Кроме того, ценители искусства смогут купить работы Пьера Боннара, Мориса Дени и других модернистов, которым покровительствовали супруги. Торги пройдут 23 марта в Париже.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s и ряда других источников
Мне нравится5 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.