Пытаясь справиться с финансовыми трудностями, женщина организовала в квартире швейную мастерскую. Сочетание жилого и рабочего пространства хорошо видно на картине «Подметальщица. Улица Сан-Оноре, 346», написанной в год встречи с Хесселями. Это роднит работу с произведениями голландских художников, которыми Вюйар любовался в Лувре.
Вместе с тем «Подметальщица» демонстрирует постепенный переход Вюйара от плоских цветов 1890-х годов к более сгруппированным краскам, а также к более подробному изображению пространства, в котором создаётся ощущение глубины. Цвета используются уже не просто для описания, но передают эмоции.
Молодой Анри Матисс (большой поклонник и коллекционер Вюйара), следуя по стопам предшественника, уловил этот тонкий хроматический «настроенческий» баланс, что позже привело его к фовизму.
Слева: Эдуар Вюйар, «Люси Хессель» (1924). Эстимейт — 100−150 тыс. евро
Супруги Хессель стали не только важными покровителями и верными друзьями Вюйяра, но и его постоянными моделями. Свою близость с патроном художник раскрывает в неформальном портрете, который предварительно оценён в 80−120 тыс. евро. Здесь автор позволил себе добавить юмористические штрихи к изображению натурщика с сигаретой, которого отвлекли от чтения газеты. Однако твёрдый, почти пугающий, взгляд Йоса Хесселя напоминает о его статусе богатого и сильного человека, одного из самых выдающихся коллекционеров и торговцев произведениями искусства XX века.
Кстати, продав одну из работ Сезанна, Хессели купили усадьбу в Вокрессоне, которую назвали в честь художника — «Кло Сезанн» (Clos Cézanne). Вполне возможно, что речь идёт именно о «Домах вдоль дороги». Участок у дома и его хозяева запечатлены на пейзаже «Утро в саду» Вюйара, который также выставлен на продажу с предварительной оценкой в 400−600 тыс. евро.
К концу жизни Эдуар Вюйар «застрял» и становился всё более мрачным. Он скончался от сердечного приступа в доме Хесселей в 1940 году — всего за неделю до нацистской оккупации Франции. К тому времени «декоративные» картины, которые создавал художник, вышли из моды — всё большее значение в мире искусства завоёвывал абстракционизм. Однако сейчас, в нашу «рванную и фрагментированную» эпоху, тихие миры на холстах Вюйяра кажутся убежищем от шума и хаоса.
Слева: Эдуар Вюйар, «Люси Хессель и Лулу, или Телеграмма» (1924). Эстимейт — 100−150 тыс. евро