Мир искусства разделился. В 1915 г. Казимир Малевич официально представляет «Черный квадрат» как идею супрематизма, а мы меряем эпохи на «До и после квадрата». Так и называется крупнейшая выставка работ художника, которая до февраля 2014 г. проходит в Санкт-Петербурге в Русском музее. Там же можно и перекусить… искусством! Благо экспозиция «Приглашение к обеду» представляет массу съестного на работах старых русских мастеров от Кустодиева до Петрова-Водкина, а также работах современных творцов. С юмором и вкусом!
Черное солнце квадрата?!
Если вы считаете, что ваше чадо рисует квадраты чернее знаменитой фигуры Малевича — добро пожаловать на выставку! Ее организаторы призывают расширить наши представления о творце, который «сам открыл множество новых художественных течений, а нередко и сам давал им названия». Задача вполне реальная: вниманию посетителей — сотня работ 1906 — 1933 годов из коллекции Русского музея, самого крупного в мире собрания работ Казимира Малевича. Редкие ранние работы — особая гордость музея, ведь основная масса картин того периода осталась после выставки 1927 г. художника в Германии, да так и «растворилась»: Малевич срочно вернулся на Родину, попросив друзей позаботиться о картинах. Что ж, сегодня на выставке можно увидеть и сам легендарный квадрат, и его вариации, а также автопортреты, яркие полотна «Девушки в поле», «Спортсмены», и многие другие фигуристые и многофигурные композиции.
Отдых. Общество в цилиндрах
1908, 23.8×30.2 см
Что интересно, разнообразные «рабочие и колхозницы» уже Советских времен — безлики, а у супрематизма есть собственное лицо. Зарождение идеи было представлено 100 лет назад в футуристической опере «Победа над Солнцем», арт-соавтором которой выступил Малевич: в 1913 году на сцене появлялся не оранжевый диск, а черный квадрат светила! Явление Солнца-квадрата народу сам Малевич описывал так:
«Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо».
Высокий штиль! Впрочем, и само название «супрематизм» — от латинского слова «supremus» (высший). На выставке можно увидеть не только возвышающиеся двухметровые костюмы «будетлян» к спектаклю, воссозданные по эскизам Малевича, но и фрагменты современного видео (постановка — специально к выставке!), а главное — подлинные авторские рисунки и старые фото. Впечатляет! Как и вся выставка «До и после квадрата»: подобной по масштабу в музее не проводилось с 2000-х годов.
Кушать подано!
Кустодиевская купчиха и деревянный арбуз из полена — мечта Буратино, черная курица, грибы натюрель и лук акварель
, лучшая в мире рыба — колбаса, овощи-фрукты, прочие продукты… В Русском музее — ну просто пир горой! Экспозиция «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея» до 17 марта 2014 г. представляет работы русских художников на тему гастрономии. Темы еды всегда приятно волновала творцов, и вкусные моменты на их полотнах подавались в изобилии. Однако до си пор не проводилось подобной тематической выставки. Закусим? Сотни экспонатов, от картин до произведений декоративно-прикладного искусства из коллекции музея, частных собраний и мастерских художников — на выставке сытно и разнообразно. В залах присутствуют все стили и направления в искусстве: академический жанр, реализм
, шутка, инсталляция, гротеск.
Купчиха за чаем
1918, 120×120 см
Критики наслаждаются работами признанных мастеров и указывают на дурновкусие молодых творцов. Так что зрителей заманивают «калачом» полотен известных мастеров XVIII — начала XXI в.в.: К. Маковского, Б. Кустодиева, И. Машкова, П. Кончаловского, В. Иванова, З. Серебряковой, и, конечно, К. Петрова-Водкина (фамилия обязывает). Но в итоге и современные «мясные ряды» пользуются популярностью, включая «наш ответ Дэмиэну Херсту»: в аквариуме вместо культовой акулы в формалине — заспиртованный соленый огурец. Забавно!
Утренний натюрморт
1918, 66×88 см
Для полноты аромата на выставке в Русском музее можно увидеть и старинные меню, которые не чурались оформлять известные мастера, кулинарные рецепты (помните советвкую «Книгу о вкусной и здоровой пище» и ее «предка» Елены Молоховец?), и царские сервизы XVIII—XIX в.в., и прочие изыски. Приятного аппетита, господа!